Новый закон о криптовалюте, продажа двух госбанков и реестр владельцев банковских карт — финансовые требования Меморандума МВФ
В новом Меморандуме МВФ прогнозируется рост инфляции в Украине почти в 2,5 раза — до 8% по итогам 2024 года. Притом, что в мае Нацбанк зафиксировал это показатель на уровне 3,3% в годовом исчислении.
Также в Меморандуме содержится обязательство украинских чиновников и дальше постепенно смягчать валютные ограничения, которые Нацбанк пересматривает время от времени. В последний раз в мае 2024 года регулятор упростил оплату импорта, выплату старых долгов по иностранным кредитам (1 млн евро в квартал), а также разрешил вывод за границу дивидендов, которые бизнес заработает с января 2024 года в размере 1 млн евро в месяц.
Точных деталей — чего именно коснутся новые упрощение валютных ограничений, в Меморандуме не говорится.
Но в этом документе украинские власти обязались избегать открытой эмиссии гривны для покрытия дефицита госбюджета. Отмечается, что в периоды задержек новых траншей международной помощи (кредиты и гранты) Украина должна использовать либо старые накопления правительства, то есть ранее поступившую помощь, которая сосредоточена в основном в золотовалютных резервах НБУ. А также внутренний долговой рынок — то есть размещать больше новых ОВГЗ, которые в основном раскупают банки для формирования своих резервов.
При этом Нацбанк обязан регулярно отправлять в МВФ огромное количество отчетов. От изменяющегося размера, структуры его валютных резервов и всех внешних платежей (от выплат по госдолгу до данных по импортным/экспортным контрактам бизнеса) до балансов 35 крупнейших банков страны и депозитов украинского населения. Беспрерывный анализ всех этих данных впоследствии может выливаться в новые требования со стороны Международного валютного фонда.
Если говорить о финансовом секторе, то в Меморандуме содержатся такие требования:
1. Регулятор будет проводить детальную диагностику украинских банков и требовать от них сокращения портфелей проблемных кредитов. Нацбанк пообещал сохранить запрет на распределение банковского капитала. Это значит, что НБУ пока откладывает возврат разрешения на вывод дивидендов.
2. Власти обязались придерживаться общей стратегии по сокращению государственного капитала в банковском секторе. То есть делать все, чтобы в Украине не появлялось новых госбанков, кроме уже 6-ки существующих: Приватбанк, Ощадбанк, Укрэксимбанк, Укргазбанк, Сенс Банк, Первый инвестиционный банк. Одновременно власти обязались активнее готовить к продаже Сенс Банк и Укргазбанк.
3. К концу декабря 2024 года Нацбанку совместно с Нацкомиссией по ценным бумагам и фондовому рынку при технической поддержке МВФ подготовить обновленную версию закона о виртуальных активах, который в народе называют законом о криптовалютах. Этим документом должны быть утверждены налоговые ставки для доходов, полученным на крипторынке. На этот счет до сих пор много споров: власти настаивают на 19,5% (18% НДФЛ и 1,5% военного сбора), а профучастники лоббируют 5%, по аналогии с 3-группой ФОПа (физлицо-предпринимателя).
4. К концу августа 2024 года разработать правила создания публичного реестра для учета держателей банковских карт. По-видимому, речь идет о базе данных с информацией о тех, кого НБУ называет «дропами» (мулами), которые передают свои карты в пользование третьим лицам для любых целей. Дело в том, что такие клиенты могут свободно менять банки: когда им принудительно закрывают счет в одном банке, они могут получить карту в другом, поскольку финучреждения редко делятся данным о таких клиентах. Но теперь власти созрели на создания публичного реестра дропов, и людям станет сложнее менять банки как перчатки.
5. К концу июня 2024 года Нацбанк совместно с Минфином и Минэкономики должны подготовить законопроект о создании системы военного страхования. Речь идет о страховании военных рисков для бизнеса и людей. То есть, эта система должна позволить гражданам и предпринимателям покрывать убытки от военных действий (например, «прилетам» по заводам и складам) за счет страховых компаний.