Сейчас петиция собрала почти 10 тыс. голосов поддержки. Чтобы Президент рассмотрел обращение, оно должно набрать 25 тысяч голосов. Петиция будет доступна к подписанию еще 80 дней.
Цель петиции
Ни в коем случае не отмена обязательного РРО (регистратор расчетных операций, он же кассовый аппарат) для бизнеса. Настоящая цель — внести изменения в Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.1995 № 265/95-ВР (далее — Закон о РРО), чтобы он соответствовал современным реалиям бизнеса.
«Закон о РРО был принят, когда сфера частного бизнеса не была такой распространенной, не было таких развитых клиент-банков, сервисов дистанционных оплат, онлайн-торговли с дропшиппингом, служб доставок с их наложенным платежом и т.д. Даже бизнес, который использует РРО с 1 января 2022 года, не знает точно как и когда делать чеки, потому что Закон о РРО невероятно устарел. Поэтому его нормы позволяют неоднозначно трактовать содержание статей налоговым органам и каждый раз менять свою позицию, запугивая бизнес штрафами», — указывает автор петиции, Синюк Елена Олеговна, бухгалтер и представитель малого бизнеса.
По ее словам, Закон о РРО содержит определение термина «расчетная операция», которое представители Государственной налоговой службы каждый раз трактуют по своему усмотрению.
Так, с 1 января 2022 года (момент обязательного применения РРО для большинства предпринимателей) налоговики предоставили разъяснение, что «Приват 24» — это наличные и поэтому должна проводиться через РРО.
«Хотя как к такому выводу пришли представители Государственной налоговой службы для меня, как практикующего бухгалтера, загадка, потому что наличные — это банкноты и монеты, отнюдь не «Приват 24″. К счастью, ГНС потом изменило свое мнение. Но бизнес имел кучу проблем из-за таких, по своей сути, абсурдных разъяснений», — говорится в петиции.
Отмечается, что среди действующих разъяснений остается много подобного абсурда в сфере РРО.
О каких изменениях говорится в петиции
Автор петиции просит изменить определение расчетной операции, которую нужно проводить через РРО. И предлагает следующее разделение операций:
Расчетная операция — это прием продавцом от покупателя наличных средств, платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т.п. при наличии физического контакта продавца и покупателя в месте реализации товаров (услуг), выдача наличных средств за возвращенный покупателем товар (непредоставленную услугу). В случае возврата средств на платежную карточку покупателя — продавец должен передать соответствующее распоряжение банку для осуществления такого возврата.
Прием средств продавцом через посредников в виде клиент-банков, платежных сервисов, финансовых учреждений и при отсутствии физического контакта продавца и покупателя в месте реализации товаров (услуг) — такие операции не считаются расчетными и не требуют применения РРО. Поскольку, документы об оплате предоставляют покупателю непосредственно банк, платежный сервис, финансовое учреждение. Продавцу достаточно предоставить покупателю расходную накладную или товарный чек с указанием своих реквизитов в бумажной и/или электронной форме.
«Такое разделение значительно облегчит работу бизнеса и придаст четкости в трактовке закона о РРО. Нет смысла фискализировать средства, которые приходят на банковские счета предпринимателей. При первом же требовании Государственной налоговой службы, предприниматель может предоставить банковскую выписку по всем своим поступлениям», — отмечается в петиции.
Также, автор петиции просит инициировать изменение Закона о РРО, который бы четко и однозначно отражал реалии современного бизнеса. А именно:
- развитые клиент-банки,
- сервисы дистанционных оплат,
- онлайн-торговли с дропшиппингом,
- служб доставок с их наложенным платежом и тому подобное.
Кроме того, предлагается при разработке проекта закона привлекать практикующих бухгалтеров в рабочую группу, а не только работников налоговой службы и теоретиков, которые далеки от реалий и потребностей бизнеса.