Новый опрос Банка международных расчетов (BIS) указывает на то, что 93% центральных банков активно изучают механизмы для запуска CBDC. Однако принятие и использование этой концепции денег может стать ловушкой не только для граждан, но и для самих правительств.
CBDC — сокращенно от Central Bank Digital Currencies — уже разрабатываются многими центральными банками по всему миру. Криптоэнтузиасты относятся к ним с большим недоверием, ведь первая криптовалюта, Биткоин, была создана для того, чтобы сделать деньги децентрализованными и независимыми от любого правительства.
Например, основатель Cardano (ADA), Чарльз Хоскинсон, заявил, что CBDC — это самая опасная инновация, которую когда-либо видели в денежно-кредитной политике. Он считает, что постоянный контроль за транзакциями CBDC может разрушить конфиденциальность человека и сделать его уязвимым к цензуре и притеснениям.
«CBDC — это не криптовалюта. Цифровые валюты банков могут работать на основе блокчейна, но я никогда в жизни не поддержу систему, в которой мы передаем неограниченную монополию кому-то в одни руки, чтобы он имел полный контроль над вашей финансовой автономией.»
С другой стороны, правительства стран убеждают граждан, что с помощью CBDC можно навсегда решить проблему трансграничных платежей, которые по-прежнему стоят дорого, проводятся медленно, имеют ограниченную доступность и недостаточную прозрачность.
На первый взгляд CBDC имеет массу преимуществ, таких как удобный доступ к денежным средствам, быстрые и дешевые платежи. Однако у цифровой валюты есть и недостатки, которые включают: влияние на структуру рынка, доступность и стоимость кредитов, безопасность и устойчивость финансовой системы и эффективность монетарной политики.
ЦБ акцентируют внимание на плюсах внедрения CBDC, однако предпочитают умалчивать о последствиях, которые оно может принести за собой.
93% центральных банков работают над CBDC
В недавнем документе под названием «Достижение прогресса» Банк международных расчетов указывает на то, что 93% центральных банков активно изучают механизмы для запуска CBDC. Представителям ЦБ был задан вопрос о текущих усилиях, целях, уровне прогресса и возможных инициативах.
Стоит отметить, что опрос Банка международных расчетов охватывал 86 юрисдикций, представляющих существенную долю мирового населения. Среди участников оказались и 28 стран с развитой экономикой.
«Опрос показывает, что в 2030 году в публичном обращении может быть 15 розничных и девять оптовых CBDC», — заявили в BIS, отметив, что работа над розничными CBDC продвинулась дальше, чем над оптовыми монетами.
Оптовые CBDC могут предоставить финансовым учреждениям доступ к функциям токенизации, например, программируемости. BIS отмечает, что четыре центральных банка уже выпустили живые розничные CBDC. Это Багамские острова, восточная часть Карибского бассейна, Ямайка и Нигерия.
Для справки, данный класс активов будет представлять собой цифровую версию национальных валют, прямым эмитентом которых выступает Центральный банк соответствующей страны. Этот факт является одним из ключевых факторов успеха CBDC.
Это объясняется тем, что Центральные банки обладают высоким авторитетом и репутацией на мировом финансовом рынке. В свете этого, CBDC воспринимаются многими как более надежные активы по сравнению с альтернативами в децентрализованном финансировании.
Причины выпуска CBDC различаются, но в документе улучшение трансграничных платежей определяется как одна из движущих сил работы и исследований CBDC. Однако в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах исследование CBDC в большей степени обусловлено мотивами, связанными с финансовой доступностью.
Опрос BIS также связывает растущий интерес к CBDC с недавним кризисом криптовалют и банков, включая прошлогодний крах биржи FTX, банкротство Silicon Valley Bank и Signature Bank в этом году, которые обслуживали ряд криптоклиентов.
Капкан для граждан
На прошлой неделе Banco Central do Brasil опубликовал на GitHub исходный код своего CBDC и позволил общественности провести его аудит. Вскоре разработчики обнаружили в пилотной версии проекта интересную функциональность, в том числе механизмы для контроля отдельных кошельков и хранящихся в них средств. То есть, исходный код бразильского пилотного проекта CBDC включает методы замораживания и опустошения кошельков.
Программисты обнаружили, что смарт-контракт включает в себя административные функции под названием «Контроль доступа», которыми центральный банк может делиться с доверенными лицами. Управление доступом в этом контексте действует аналогично административным правам или привилегиям в компьютерной сети. Его основная цель — позволить доверенным лицам создавать и сжигать токен CBDC по любому адресу в системе.
Разработчик полного стека Педро Магальяйнс перепроектировал код и обнаружил ряд важных функций, которые могут выполняться субъектами, имеющими разрешение на управление доступом. К ним относятся:
- заморозка и разморозка кошельков;
- увеличение или уменьшение замороженных средств;
- перемещение средств с одного адреса на другой;
- приостановка снятий и переводов.
Центральный банк Бразилии подтвердил, что включил эти функции в тестовую версию CBDC. Однако не уточняется, будут ли они присутствовать и в финальном релизе, или же они предназначены только для тестирования. При этом наблюдательный орган сообщил местным СМИ, что такие функции уже существуют в традиционной финансовой системе в той или иной форме для борьбы с незаконной финансовой деятельностью, и их использование строго регулируется правительством.
Ловушка для правительств
И последнее, но не менее важное: да, даже правительство подвергается повышенному риску из-за принятия CBDC. И в одном особом смысле — кибербезопасность. Любой злонамеренный индивид, который взломает код нового государственного «денежного печатного станка», сможет получить огромную сумму денег.
Традиционная централизованная банковская/финансовая система имеет несколько дополнительных уровней безопасности, и для выполнения подобных операций потребуется значительное количество усилий. Как она достигла такого высокого уровня надежности? Ответ прост — процесс ее становления продолжался на протяжении веков. Перенос всей денежной массы в цифровую форму, даже на несколько лет, является чрезвычайно рискованным.
Не стоит забывать и о независимых хакерах, которые стремятся лишь к личной выгоде. Иностранные правительства могут нанять их для прямых атак на другие страны. Например, сбросить на противника так называемую инфляционную бомбу.
Есть ли у CBDC шансы стать будущим денег
Хотя многие страны, включая Соединенные Штаты, изучают и рассматривают возможность запуска CBDC, окончательное решение по этому вопросу пока не принято. Будущее цифровых национальных валют зависит от тщательного анализа и консультаций с всеми заинтересованными сторонами, чтобы убедиться, что преимущества превышают риски.
С развитием технологий и ростом спроса на цифровые финансовые услуги, идея CBDC может стать более распространенной. Однако путь к широкому внедрению все еще покрыт туманом, и центральным банкам необходимо учитывать все возможные потенциальные последствия этого шага.