Понятия цифровых и электронных валют достаточно тесно связаны, так как означают нематериальные денежные активы. Но они не тождественны и имеют ряд отличий.
Рассмотрим эти термины по отдельности. Начнем с более привычного для широкой публики — электронных денег или e-money.
Это валюта, которая хранится в банковских компьютерных системах и обеспечена фиатными деньгами, что отличает ее от криптовалюты в широком смысле (если не брать во внимание некоторые стейблкоины). Электронные деньги активно используются для осуществления международных платежей и постепенно вытесняют наличные деньги. Ими пользуются для оплаты товаров и услуг в интернете, рассчитываются в супермаркетах, используя платежные карты и т.д.
Цифровые деньги — это любая валюта, которая доступна исключительно в электронном виде. Традиционно под этим понятием понимают криптовалюты, стейблкоины и CBDC (цифровая валюта центрального банка). Что главным образом отличает цифровую валюту от электронных денег, так это то, что цифровая валюта никогда не приобретает физическую форму. Например, гривны с карты можно снять в любом банкомате, а вот Биткоин уже не получится.
Цифровые деньги могут упорядочить текущую финансовую инфраструктуру, сделав денежные операции дешевле и быстрее. Это также может облегчить осуществление монетарной политики центральными банками.
Важно также понимать, что CBDC выступает концепцией, вдохновленной — но отличающейся от настоящих криптовалют, таких как Bitcoin (BTC) или Ethereum (ETH).
CBDC, хотя и традиционно выпускаются на базе блокчейна, можно назвать фиатными, такими как доллар США, евро или японская иена, поскольку они выпускаются центральными банками соответствующих стран в цифровой форме. Они не являются децентрализованными, как традиционная крипта, так как центральные банки, которые их эмитируют, сохраняют полный контроль над производством и распределением — так же, как и с традиционными фиатными валютами. Их стоимость также не подтверждается ничем, кроме доверия населения к эмитенту.
CBDC предлагают несколько преимуществ перед фиатными деньгами, например, возможность отправлять их напрямую другим сторонам без необходимости полагаться на сторонние платежные процессоры. CBDC также предлагают больший контроль со стороны правительства над его обращением, что приводит к более эффективной реализации монетарной политики.
Рассмотрим еще одно понятие, которое считается более широким, но не тождественным с вышеупомянутыми.
«Безнал» — это термин, используемый для описания метода оплаты, при котором деньги перечисляются с одного банковского счета на другой без использования наличных денег. Это означает, что платеж может быть осуществлен с помощью электронных платежных средств.
Термин «безнал» может использоваться в различных контекстах, например, в контексте оплаты товаров и услуг в магазинах, ресторанах, кафе, или в контексте проведения банковских операций, таких как переводы, платежи по кредитам, оплата коммунальных услуг и т.д.
Сюда входят такие способы оплаты, как кредитные и дебетовые карты, мобильные платежи, цифровые кошельки, банковские переводы, пиринговые платежи (P2P), «покупай сейчас, плати позже» (BNPL) и криптовалюта.
«Цифровые деньги по форме и способам хранения и использования подобны электронным (хранятся на счетах или в кошельках), но считаются цифровым аналогом наличных, потому что им присуща анонимность, которая является признаком наличных», — объясняет Александр Карпов, директор Украинской межбанковской ассоциации членов платежных систем ЕМА.
По словам эксперта, сфера возможного применения цифровых денег, как это реализовано в проектах за пределами Украины, достаточно велика, начиная с государственных платежей и выплат, и заканчивая оплатой за проезд в общественном транспорте и обучение. Как пример, в китайских школах начали принимать оплату в цифровых юанях.
«Перспективные сферы применения: трансграничная система платежей на основе прямого сотрудничества центробанков разных стран, как альтернатива традиционным клирингово-расчетным коммерческим системам. Считается, что это может удешевить трансграничные переводы для граждан и коммерческие трансграничные платежи для бизнеса», — рассказывает господин Александр.
Он подчеркивает, что с учетом того, что эмитент цифровых денег именно НБУ, можно предположить, что AML лимиты (Anti-Money Laundering) для этих денег будут максимальными в пределах 400 тыс. грн, и промежуточные лимиты в 5 тыс. и 30 тыс., возможно, не будут использоваться. Причина — полная «прозрачность» пользователей ЦД для центрального банка.
Крипта не является безналичной валютой, электронными или цифровыми деньгами с правовой точки зрения. Но формы использования, конечно, похожи.
«При этом, при отсутствии центрального регулирования лимиты использования Крипты значительно превышают любые другие лимиты в финансовой сфере. Центральные банки пытаются контролировать этот рынок путем контроля операций «ввода-вывода» денег в крипту», — отметил господин Карпов.
Критика электронных и цифровых денег
Хотя электронные и цифровые деньги быстро становятся нормой, и их часто называют более безопасной и прозрачной альтернативой физической валюте, это не означает, что они лишены собственных рисков и уязвимостей. Например, мошенничество становится проблемой, особенно в случае, когда деньги могут быть переведены от одной стороны к другой без необходимости физической проверки настоящей личности владельца.
Электронные транзакции легче скрыть от налоговой службы, что позволяет некоторым предпринимателям уклоняться от уплаты налогов.
Наконец, компьютерные системы, которые отвечают за проведение электронных транзакций, несовершенные, а это означает, что транзакции с электронными деньгами иногда могут не состояться просто из-за системной ошибки.
Цифровые же деньги находятся еще под большим давлением. Многие критикуют их из-за несовершенной системы регулирования, другие — из-за высокой волатильности и ненадежности.
Например, Рон ДеСантис, губернатор Флориды, США, недавно заявил, что цифровой доллар не попадет в этот штат. Для этого он введет соответствующее законодательство, запрещающее использование цифровой валюты центробанка.
По словам губернатора, администрация Байдена с помощью CBDC планирует усилить финансовый надзор. И таких скандалов множество.