Совсем скоро в Украине может заработать новый закон о защите прав потребителей. Среди новинок – запуск реестра проверенных покупателей «Е-покупатель», новые правила для участников рынка электронной коммерции, а также ужесточение ответственности для недобросовестных продавцов.
Как уверяют чиновники, законопроект №6134 позволит украинцам легче отстаивать свои права в спорах с продавцами. Но эксперты опасаются, что без должного контроля в реальности ничего не изменится. Зато товары и услуги для конечных потребителей подорожают.
Реестр проверенных продавцов
В конце прошлого года комитет ВР по экономическому развитию все-таки поддержал законопроект о защите прав потребителей, разработка которого началась еще с 2021 года. Текст сравнительной таблицы появился на официальном сайте 10 января. С того времени законопроект подвергся жесткой критике со стороны бизнеса, но получил одобрение от профильных организаций и Госпотребслужбы.
Среди новинок – создание единого государственного веб-портала проверенных продавцов для потребителей в сфере электронной коммерции, который будет носить название «Е-покупатель». В рамках данной системы будет осуществляться сбор, обработка, защита, учет и предоставление потребителям информации об онлайн-продавцах.
В ней же, по задумке авторов, будет проходить вся коммуникация продавцов, потребителей, а также государственных органов, осуществляющих защиту прав потребителей.
Как объяснил UBR.ua начальник Главного Управления Госпродпотребслужбы в Киеве Олег Рубан, подобная система проверенных продавцов уже существует при Минэкономики.
«Она есть, но недостаточно развита. Над ее формированием идет работа в течение трех лет. Данные туда могут вносить субъекты хозяйствования на уровне с контролирующими органами«, – поясняет Рубан.
Новые правила электронной коммерции
В целом, документ содержит много изменений, посвященных электронной коммерции, что с учетом бурного развития этого сегмента – не удивительно.
В частности, если документ поддержат, в украинском законодательстве появится отдельная статья, посвященная правилам для интернет-магазинов, прайс-агрегаторов и маркетплейсов, а предприниматели, осуществляющие электронные продажи, обязательно должны будут размещать информацию о себе как хозсубъектах и информацию о продукции.
Это один из важных моментов данного законопроекта, говорит Рубан. Ведь, по его словам, по сей день эта область рынка остается фактически нерегулируемой.
«Данная сфера находится в топе обращений граждан по поводу некачественной продукции, невозврата средств и прочего. В системе онлайн-продаж существует много мошенников, где нет ни адреса, ни информации о товаре», – рассказал Рубан, добавив, что данный законопроект должен изменить ситуацию, ведь в случае несоблюдения предписаний, интернет-нарушителю грозит блокировка сайта со стороны провайдера.
В то же время, будут ли приняты эти нормы парламентом в полном объеме – пока вопрос. Как сказал UBR.ua заместитель председателя комитета Верховной Рады по вопросам правоохранительной деятельности Григорий Мамка, чрезмерная «прозрачность» предпринимателей может вызывать беспокойство. «По поводу защиты персональных данных бизнеса пока есть вопросы«, – сказал UBR.ua Мамка.
Больше прав потребителям
Кроме того, законопроект усовершенствует ряд формулировок, касающихся защиты прав потребителей. Например, если в действующем законе прописано, что потребитель имеет право на защиту своих прав государством, то теперь потребитель получит право на «защиту своих прав и свободный выбор механизмов защиты своих прав».
А позицию потребителя смогут отстаивать не только государственные, но и общественные организации – как, например, новый «Союз общественных объединений потребителей».
Есть положительные изменения и в плане отстаивания своих прав покупателями. Если документ примут, то при подаче исков в суды потребитель будет освобожден от уплаты судебного сбора во всех инстанциях. Точно так же не будут платить судебный сбор и государственные или общественные объединения, которые будут отстаивать права потребителей.
Также отдельно прописали возможность фиксации нарушений своих прав на фото или видео.
Другими словам, как отмечает исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин, законопоект приближает украинское законодательство к европейскому.
«В Европе потребитель имеет много полномочий, может засудить производителя«, – рассказывает Пендзин в комментарии UBR.ua.
Больше внимания качеству продукции
Не забыли уделить внимание в законопроекте и качеству продаваемой продукции. Так, согласно законопроекту, покупатель сможет отказаться от товара или обменять его, если тот «не удовлетворил потребителя по форме, габаритам, фасону, цвету, размерам или не может быть использован по назначению по другим причинам».
При этом в документе прописано, что повреждение упаковки не лишает покупателя права на обмен или возврат товара, если сам товар при этом сохранил свои характеристики.
Гарантийное обслуживание по-новому
Обслуживание товара на гарантии также обещают сделать более качественным. Например, законопроектом предусмотрен граничный срок в две недели на проведение гарантийного обслуживания с момента обращения потребителя.
За эти четырнадцать дней продавец обязан будет провести ремонт – либо, в случае невозможности, произвести замену товара на такой же или аналогичный. Доставку с целью ремонта или замены товара оплатит из своего кармана продавец.
Если в ходе ремонта проблемы устранить не удалось или возникли новые – покупатель имеет право вернуть потраченные деньги в полном объеме. Для этого достаточно иметь на руках чек купли-продажи.
Впрочем, будет ли работать на практике эта норма – не совсем понятно. Ведь подобные нормы есть и сегодня, уверяет исполнительный директор «Союза потребителей Украины» Максим Несмеянов. Но они просто не работают.
«Мы часто сталкиваемся со случаями, когда за некачественный товар по старому закону обязаны были вернуть деньги. Но большие производители говорят: это форс-мажор, у нас есть поправка на обстоятельства, и мы ничего не будем возвращать«, – рассказал Несмиянов.
Новые штрафы
Законопроект также предлагает внедрить новые штрафы для нечестных продавцов. Продавец может быть оштрафован за некачественное предоставление услуги или товара в десятикратном размере от ее стоимости. В частности, речь идет об ужесточении контроля за пищевыми продуктами.
По словам Рубана, если на сегодняшний день минимальный штраф составляет 1700 гривен, то согласно новому законопроекту он вырастет в 10 раз.
«Это заставит предпринимателей более ответственно относиться к своим обязательствам», – считает Рубан.
А вот что касается потребителей, то, как говорит чиновник, на них никаких дополнительных обязательств не накладывается – только расширяются их права.
«Потребитель сможет получить полную информацию о предоставленной услуге или приобретенном товаре и сможет потребовать на них все необходимые документы«, – пояснил Рубан.
Что такое Союз общественных объединений потребителей
Одна из самых спорных инициатив, которая вызывает больше всего вопросов у бизнеса – это создание новых органов, – «Союза общественных объединений потребителей» и Комиссии по внесудебному разрешению споров.
Новые организации будут формироваться на общественных началах, объясняет Пендзин.
«По закону они будут иметь неспецифические для общественных союзов функции, например, ходатайства о привлечении к ответственности. Эти вещи совершенно уникальны для украинского правового поля«, – отмечает Пендзин.
При этом они не будут дублировать функции Госпотребслужбы, поясняет Рубан.
«Мы сотрудничаем с союзами только для помощи государству. На уровне диалога потребителя и продавца арбитром будет выступать данный Союз потребителей. Ответственность государства будет меньше, но в главных вопросах принимать решение будет Госпотребслужба», – рассказывает Рубан.
Впрочем, и к самой Госпотребслужбе есть вопросы. Как говорит UBR.ua Несмиянов, Госпродпотребслужба имеет большие бюджеты, но ее работа неэффективна.
«Напрашивается несколько вопросов: куда смотрят органы, достаточно ли у них штата, насколько эффективно расходуются финансы, почему некоторые заводы продолжают травить украинцев?» – сетует Несмиянов, ссылаясь на огромное количество контрафактной продукции в свободной продаже.
Станет ли защитить свои права легче
Задачей новых органов станет, в том числе защита прав потребителей в судах. Если сейчас только сам потребитель может подавать иск о нарушении прав, то в случае принятия закона союз сможет представлять его интересы. А комиссия по внесудебному разрешению споров будет выполнять арбитражные функции и решать вопросы в досудебном порядке.
«Такой порядок есть во многих странах, этот механизм хотят ввести и у нас. В развитом мире 70% исков разрешаются во внесудебном порядке, поскольку суды дорогие, а имидж компании может пострадать«, – поясняет Пендзин.
Однако в развитых странах обычно существует много подобных союзов, оказывающих консультативные услуги.
«В нашем варианте хотят создать одного монстра, монополиста, который будет решать все вопросы одновременно. С прописанными полномочиями новые органы могут оказывать чрезмерное влияние на субъекты хозяйствования«, – предупреждает Пендзин.
По словам Рубана, результативность данных инициатив будет зависеть от того, в какой редакции будет окончательно принят этот законопроект.
«В настоящее время существует сильное лобби по поводу непринятия новых общественных организаций«, – отмечает Рубан.
Кроме того, как говорит UBR.ua Несмиянов, нужно учитывать не только сам закон, но и подзаконные акты, которые принимаются впоследствии во множественном числе.
«У нас работает визуализация: нам показывают красивую картинку, а потом оказывается, что это все осталось только на бумаге«, – констатирует Несмиянов.
«Заплатит покупатель»
Более того, в парламенте опасаются, что новый орган будет дублировать функции Госпотребслужбы и начнет накладывать на бизнес новые требования, в том числе и финансового характера, что в конечном итоге отобразится на стоимости товаров и услуг, поясняет UBR.ua Мамка.
«Законопроект предлагает создать союз, который не подлежит отчетности и который будет заставлять предпринимателей проходить какие-то дополнительные обучения. Это «Союз общественных объединений потребителей«, – предупреждает Мамка.
А если бизнесу придется платить больше, он может переложить финансовое бремя на покупателя.
«Если у нас есть продукт, себестоимость которого составляет 100 гривен – чтобы на нем заработать, предприниматель должен поставить цену в 200 гривен, чтобы потом заплатить за аренду, электричество, зарплату, налоги и так далее. Если предпринимателю дополнительно нужно будет платить, например, за обучение, цена составит уже 220 гривен«, – приводит пример Мамка.
Чем больше разных механизмов закладывается в нововведения, тем выше будет конечная цена для собственно потребителя, уверен нардеп.
В то же время не все эксперты согласны с такой позицией. «В действительности есть много факторов, например, взять те же генераторы, которые удорожают себестоимость товаров и услуг для предпринимателей. Но далеко не все поднимают цены. Поэтому я не поднимал бы вопрос таким образом«, – успокаивает Пендзин.
«Ничего не изменится, пока не заработает система контроля»
Таким образом, хотя эксперты в целом позитивно оценивают законопроект, далеко не факт, что в действительности он улучшит жизнь украинцам.
Как отмечает Несмиянов, в Украине регулярно принимают множество «красивых и правильных» законов, которые в результате не доходят до голосования.
«Можно принять хоть десять новых законов по защите прав потребителей. Законы есть – но они не работают. Потому, что система контроля не работает. Никто не следит за исполнением этих законов – до низа ничего не доходит«, – резюмировал Несмиянов.