Национальный банк после почти полугодового запрета разрешил украинцам приобретать у банков безналичную валюту. Однако купленные «баксы» сразу не отдадут, их придется на какое-то время заморозить. Эксперты рассказали, стоит ли покупку безналичной валюты считать удачной инвестицией и какие в этом есть подводные камни.
Недавно Национальный банк снял запрет на покупку украинцами безналичной валюты, введенный 24 февраля, который продолжал действовать, несмотря на разрешение в апреле покупать наличную валюту в отделениях банков и обменниках. Правда, «разрешение на безнал» имеет ограничения:
- покупка не должна превышать сумму, эквивалентную 50 тыс. грн в месяц;
- приобретенную валюту нельзя вывести со счета сразу, ее необходимо разместить на депозите, сроком не менее 3 месяцев.
Этот шаг в НБУ позиционируют как промежуточное решение на пути к полной отмене запрета на покупку физлицами безналичной валюты в будущем. Ограничения, полагают чиновники, необходимы, чтобы украинцы не побежали все скопом покупать безналичный «бакс» и снимать наличкой в отделениях банков. Таким образом, спрос на валюту откладывается во времени, что не создает прямо сейчас давление на валютном рынке.
Банки не очень активно отреагировали на такое разрешение. За две недели процесс организовали пока только monobank (Универсал банк), А-банк, Укргазбанк, ОТП банк, Таскомбанк, Укрэксимбанк, Аккордбанк, другие банки также готовят предложения. Впрочем, такие крупные банки, как Ощадбанк и Приватбанк заявили, что принимать участия не будут.
Предложения вроде бы и выгодные. Так, например, Аккордбанк предлагает безналичный доллар по 36,94 грн/$ и самый высокий процент на депозит в валюте – около 2% годовых. Если сегодня наличный доллар в продаже по курсу 39,50 грн/$, то через три месяца он становится наличным по цене менее 37 грн.
Если курс вновь «улетит», как это было на прошлой неделе, к 43-44 грн/$, то «выигрыш» от этого только вырастет. Выигрывают и банки. Ведь покупают на эту «акцию» они безналичный «бакс» у Национального банка по фиксированному курсу 36,6 грн/$.
По мнению заместителя председателя правления Юнекс Банка Алексея Карчажкина, оценка выгоды от покупки безналичной валюты через депозит зависит не только от текущей ситуации на валютном рынке, но и от методики расчета.
«Сейчас, когда средний курс продажи доллара на наличном рынке 39,7 грн/$, а в банке приобрести валюту можно по 36,7 грн/$, на каждом долларе можно выиграть порядка 3 грн. Впрочем, настолько линейный расчет не в полной мере справедлив», – рассказал UBR.ua Алексей Карчажкин.
Прежде всего, акцентирует банкир, нужно сравнить доходность гривневых и валютных депозитов, а также инфляцию по двум видам валют. Депозит в гривне на три месяца сейчас может принести до 14-16% годовых, а с учетом налогов – 11,5-13% годовых. Если вычесть из этого показателя 22% инфляции, годовые потери составят от 9 до 10,5%. Но в США тоже высокая инфляция, что отражается на «ценности» доллара.
«Доходность долларовых депозитов на такой срок составляет всего около 0,5% годовых. А с учетом налогов падает до 0,4% годовых. При этом инфляция в США по итогам июня ускорилась до 9,1%. То есть потери в годовом измерении в таком случае составят 8,7%. К этому, впрочем, также следует прибавить 1-1,5% комиссионных, которые банки могут брать за обналичивание валюты», – считает Алексей Карчажкин.
По мнению аналитика компании Esperio Александра Болтяна, в Украине сейчас выгодно оставаться в гривне, а само предложение покупать валюту через размещение на депозите выглядит, скорее, как «заманчивая» ловушка, чтобы «заморозить» доступ к средствам.
«Мы считаем, что слишком сомнительным является шаг предоставить возможность купить валюту населению в такое время. Нам не нравится условие об обязательном зачислении на счета. Это выглядит как попытка заманить людей на пользование депозитными счетами. Резкого пополнения банковского сектора из-за этой процедуры не произойдет, а вот в случае дефолта оставить себе часть денежных средств и объяснять все сложившимися обстоятельствами будет удобно», – прокомментировал UBR.ua Александр Болтян.
Хотя государство гарантирует возврат средств в случае банкротства банка, но точно не в валюте, и неизвестно, по какому курсу, при этом и государство само сейчас находится в преддефолтном состоянии. Аналитик предлагает всем, кто считает, что доллар и евро – правильное средство сбережения, просчитать следующий сценарий.
«Возьмите сумму, по которой вы купите доллары, а теперь представьте себе, что обратно ваши доллары и евро принимают по курсу на 20% ниже текущего курса конвертации. Не стоит ждать, что нам представили уникальную возможность, особенно в нынешних условиях. Это слишком наивно, особенно после дефолта «Нафтогаза» и когда все рейтинговые агентства ставят нам преддефолтный рейтинг», – советует Александр Болтян.
Математика мирного времени сегодня не работает, в стране идет широкомасштабная война, во время которой можно «гарантировать» только непредсказуемость. Поэтому сравнение расчетов по гривневым и валютным депозитам может быть некорректно.
«Этот расчет не учитывает всех нюансов. К примеру, невозможно спрогнозировать, каким будет курс доллара через три месяца, каких уровней достигнет инфляция. В конце концов, при такой методике сравнивается только два способа сбережения средств. Не принимается во внимание цель, с которой человек намерен приобрести валюту, его готовность положить деньги на депозит без права досрочного расторжения», – считает Алексей Карчажкин.
Рассчитывать конечную выгоду, говорят банкиры, нужно для каждой конкретной ситуации. И только если человек твердо намерен обменять небольшие гривневые накопления на валюту, то вариант покупки в банке выглядит более предпочтительным. Однако как вариант сбережения средств покупка безналичной валюты не подходит.
«Украина близится к дефолту, и тут вопрос стоит остро: либо вы готовы рискнуть и получить иностранную валюту таким путем, либо вы готовы потерять все деньги. В случае дефолта вернуть свои накопления с депозитных счетов легким путем не получится. Не просто в период дефолта, а в период дефолта и войны получить деньги через Фонд гарантирования вкладов может быть затруднительным занятием», – резюмирует Александр Болтян.