В условиях валютных запретов Нацбанка только криптовалюта давала возможность хоть как-то защитить свои сбережения. Мощный всплеск пережили все криптобиржи в Украине.
Почему с началом войны крипторынок в Украине пережил настоящий бум, как его работа «вбелую» даст толчок развитию экономики Украины и по какой причине банки блокируют операции с виртуальными активами. Об этом и многом другом в первой части своего интервью UBR.ua рассказал Кирилл Хомяков, генеральный менеджер в Украине крупнейшей в мире криптобиржи Binance.
На эту площадку, которую WSJ называет «криптовалютным эквивалентом Лондонской, Нью-Йоркской и Гонконгской фондовых бирж вместе взятых», Кирилл Хомяков пришел в январе этого года после многолетнего опыта работы в банковской сфере (Укрсиббанк, Правэкс-Банк, Пиреус-Банк), финтехе (компания Fiserv, входит в список Fortune 500) и госслужбы (Госагентство инфраструктурных проектов Украины).
Какие тенденции на рынке наблюдаются с началом войны в Украине и России? Выросло или упало число клиентов биржи и в целом активность на крипторынке в украинском сегменте с началом вторжения РФ?
Существенно выросла активность пользователей в Украине у всех криптовалютных бирж, не только у Binance. Но у Binance как лидера рынка, естественно, самый большой прирост. Мы видим, что всегда при экономических потрясениях – а государственные финансы переживают сейчас очень серьезный шок – люди ищут защитные активы.
И когда началась война, очень много пользователей начали защищать свои сбережения именно тем, что покупали криптовалюту каким-то образом для того, чтобы защитить свои сбережения: или вывезти деньги с собой или сохранить их и иметь всегда под рукой, или перевести их родственникам. То есть, чтобы быть более свободными, более защищенными, не потерять свои деньги.
Поэтому существенно выросло и количество новых клиентов, и количество операций клиентов у нас на площадке.
В условиях действующих ограничений вывоза или перевода валюты за границу используют ли украинцы криптовалюты? Если да, то как устроен этот процесс и о каких суммах идет речь?
Как только началась война, Национальный банк выпустил ограничения о запрете всех валютных операций. Это не касалось криптовалют, это касалось исключительно валютных платежей. Поскольку у нас все криптовалюты покупаются за гривну, то, соответственно, в тот момент ограничений по криптовалюте это не коснулось.
После того как Национальный банк увидел, на сколько увеличилось количество криптовалютных операций, на сколько много гривен было обменяно на криптовалюту, то уже следующим этапом Нацбанк выпустил ограничения на P2P-операции и на так называемые квази-кеш операции – прямую покупку криптовалюты за гривну, таким образом ограничив также и операции с криптовалютой.
«Изначально рассматривался и полный запрет на покупку/продажу криптовалюты»
Изначально речь шла о нескольких вариантах, в том числе рассматривался полный запрет на покупку/продажу криптовалюты. Радует, что на этот шаг не пошли, потому что у многих людей это были единственные сбережения, которые позволяли им иметь хоть какие-то деньги в случае отъезда из страны.
На сегодняшний день действуют ограничения в 100 тыс. грн на покупку криптовалюты в месяц, но, к сожалению, не все банки даже это ограничение выполняют. С технической точки зрения, им сложно посчитать, учитывая количество бирж, количество карточек, различные варианты покупки криптовалюты, поэтому часто они просто блокируют такие операции.
В НБУ кулуарно жаловались, что именно через Binance вывели много средств с помощью квази-кеш…
Это то же самое, что жаловаться на заправку, которая продает бензин. Мы понимаем, какая мотивация у Национального банка запретить эти операции, и мы понимаем, ради чего это сделано. Этот шаг сделан исключительно для того, чтобы не уходили гривны из экономики, потому что во время войны как раз очень важно, чтобы мы не только поддерживали благотворительные проекты, а также и экономику, которая должна работать и, соответственно, должны платиться налоги. Деньги должны быть в экономике.
Но и сама идея криптовалюты состоит в том, что криптовалюта – это максимально свободный, открытый, доступный, быстрый инструмент для совершения всех платежей, каким он и оказался при валютных ограничениях. Соответственно, то, что касается вашего вопроса о том, что обвиняли Binance, вопрос тут исключительно в том, что клиенты покупали криптовалюту через все биржи. Просто наш размер на рынке достаточно большой, на рынке наших клиентов больше, поэтому по сравнению с другими биржами через нас было куплено больше криптовалюты.
«Массово клиенты начали покупать криптовалюту, когда курс подскочил»
А большое количество было куплено?
Я не могу говорить за весь рынок, но был всплеск очень существенный после начала войны. Массово клиенты начали покупать криптовалюту, когда курс подскочил, для того чтобы сохранить свои деньги.
Называлась сумма в $500 млн
Мы не комментируем слухи.
«Этот закон не создает условия, чтобы рынок полностью заработал «вбелую»»
В чем вы видите главные плюсы и минусы закона о криптовалюте, принятом недавно в Украине?
Безусловно, это важнейший законопроект, над которым очень много работали и государственные органы, и бизнес в последние несколько лет, который задает рамку для полной легализации криптовалюты в Украине. Но, к сожалению, этот закон сам по себе не решает всех необходимых законодательных аспектов, которые нужны для того, чтобы рынок полностью заработал «вбелую».
Нужно также принять изменения к Налоговому кодексу, которые определят, каким образом облагаются налогом криптооперации для пользователей. Также регулятор должен разработать уже подзаконные акты для того, чтобы начать выдавать лицензии.
Мы надеемся и верим, что до конца года заработают и закон, который задает рамку, и все подзаконные нормативные акты, изменения в Налоговый кодекс будут приняты. После этого криптовалютный рынок станет работать полностью «вбелую», и это, конечно, создаст колоссальный экономический эффект и для IT-сектора, и для страны в целом.