Потенциальное поднятие процентной ставки ФРС может повлечь за собой валютный кризис сразу в нескольких странах, заявил в интервью CNBC Марк Мобиус, основатель Mobius Capital Partners.
Мобиус, известный своими успешными инвестициями в развивающиеся экономики, предупреждает, что резкое падение турецкой лиры может перекинуться и на другие страны.
«Когда процентная ставка в США поднимется, это ударит по всем странам, имеющим долларовую задолженность», — считает инвестор.
Он не уточнил, о каких именно странах идет речь. В то же время, Мобиус обратил внимание и на положительную сторону: после Азиатского финансового кризиса 1997 года многие развивающиеся экономики предпочитают привлекать местную валюту.
На прошлой неделе инвестиционный банк Nomura опубликовал анализ, свидетельствующий, что среди развивающихся экономик наиболее уязвимы к валютному кризису четыре страны: Египет, Румыния, Турция и Шри-Ланка.
В анализе учитывались такие факторы, как отношение внешнего долга к ВВП, отношение валютных резервов к импорту и индекс фондового рынка.
«Перспектива нормализации денежно-кредитной политики ФРС на фоне углубления экономического спада Китая — это не очень благоприятная комбинация для развивающихся рынков», — говорится в докладе Nomura, опубликованном на прошлой неделе.
Банк также подчеркнул, что эти экономики уже столкнулись с рядом других проблем, как рост дефицитов бюджета и счета текущих операций, а также рост цен на продукты питания.
По словам Мобиуса, поднятие ставки не обязательно означает «большой спад» на рынках. Компании с высокой прибылью и доходностью смогут показать хорошие результаты и в таких условиях, объясняет инвестор, добавляя, что он делает ставку на рынки Индии и Тайваня.
Что касается Турции, то Мобиус подчеркнул, что более слабая валюта может положительно повлиять на экспорт страны.
«Компании, которыми мы владеем в Турции, получают прибыль в долларах, в евро. А с более низкой и слабой турецкой лирой они работают лучше, потому что их расходы намного ниже», — сказал он.
Турецкая лира обвалилась на 8% после того, как президент страны Реджеп Эрдоган поддержал решение центробанка снизить процентную ставку, несмотря на то, что инфляция взлетела почти до 20%.