Член правления общественной организации «НИЦ блокчейн-решений» Александр Кудь опубликовал на своей странице в Facebook пост, в котором привел аргументы несостоятельности проекта Закона № 3637:
Наблюдая за событиями, которые касаются экономико-правового обеспечения виртуальных активов в Украине, не могу оставаться в стороне и считаю нужным обозначить свою позицию. Как здравомыслящий гражданин своей страны, понимаю логику всего происходящего, при этом, как ученый, я могу обосновать и аргументировать многие аспекты технического порядка, так как вот уже последние несколько лет веду научно-исследовательскую деятельность в сфере применения продуктов и сервисов на базе технологии распределенного реестра (блокчейн), результаты которой отображаются в моих научных публикациях.
Информационное пространство предлагает нам сегодня множество материалов о перспективах современных технологий, в частности технологии блокчейн. Рассказывают о продуктах на базе этой технологии, позволяющих сделать нашу с вами жизнь понятной, комфортной и справедливой, а также о попытках правового регулирования взаимоотношений, возникающих в связи с их применением. Кстати, зачастую такие видеоматериалы и публикации представляются не более чем сотрясением воздуха, ведь громогласные заявления о том, что граждане Украины смогут рассчитываться криптовалютами, что владельцы криптовалют смогут защитить свой капитал в виртуальных активах при необходимости, что криптобиржи будут очень тщательно проверяться специальными государственными органами, не подкрепляются абсолютно ничем. Нет конкретных механизмов, описанных принципов, четкого терминологического аппарата, а также действенного алгоритма в целом для того, чтобы воплотить все это в реальную жизнь украинцев, то есть в существующую социальную и экономическую инфраструктуру Украины. К слову, в моей статье Феномен виртуальных активов: экономико-правовой аспект (https://virtualasset.science/fenomen-virtualnyh-aktivov…), помимо обозначения ключевых свойств виртуальных активов и классификации субъектов сферы их применения, что обуславливает дальнейшее закрепление правового статуса субъектов на законодательном уровне, предложены термины, позволяющие дать характеристику инструментам технологии распределенного реестра, а также унифицировать соответствующие дефиниции.
Возвращаясь к попыткам правового регулирования взаимоотношений, возникающих в связи с применением виртуальных активов, можно вспомнить Законопроект № 3637 «О виртуальных активах». И эта попытка, мягко говоря, является не самой удачной с профессиональной точки зрения. А если говорить прямо, то этот законопроект имеет явно недобрые намерения, а именно против украинских граждан, бизнеса и интересов государства на всех уровнях, включая динамику экономического развития страны, о котором так много говорят и в Верховной Раде, и в СМИ, и специалисты на различных конференциях и симпозиумах. Однако экономический подъем в Украине, как вы видите, пока оставляет желать лучшего. Так почему Законопроект № 3637 так активно продвигают его разработчики? Может быть, потому что они имеют конкретные цели? Давайте разберемся, какие же.
Во-первых, рабочей частью этого законопроекта являются нормы, посвященные легализации криптовалют (в том числе и биткоина) как конвертируемых валют, а также биржам, которые ведут свою успешную деятельность «обменок» на территории Украины в нарушение Закона Украины «О товарных биржах». Другая же, большая часть норм законопроекта, создает только лишь видимость регулирования рынка виртуальных активов. При этом многое в нормах законопроекта уже устарело или модернизировалось до неузнаваемости, а значит, они уже неактуальны. Я глубоко убежден, что все эти нормы обречены на существование лишь в теории, поскольку с их помощью нам обещают регулировать быстро развивающуюся технологию, что в принципе сделать невозможно. Так что смысла в этих нормах нет.
Во-вторых, колоссальное значение в рамках рассматриваемого Законопроекта № 3637 имеет перспектива укрепления и стабилизации национальной валюты Украины. Ведь нужно понимать, что использование, например, биткоина как конвертируемой валюты повлечет за собой постоянные и непредсказуемые удары по курсовой стоимости национальной валюты. Данный фактор обусловит развитие такой рыночной ситуации, при которой украинская гривна или любая другая национальная валюта станет никому не интересным инструментом в принципе.
В-третьих, любая криптовалюта — это так называемый кислород для коррупционеров. Смотрите, что сейчас происходит: Президент Украины В. Зеленский в ущерб своему рейтингу проводит налоговую амнистию, хоть и понимает, что с каждым днем его рейтинг падает с катастрофической скоростью и он теряет доверие народа. И в то же время более 50 народных депутатов «протаскивают» Законопроект № 3637, который предлагает коррупционерам легализовать незаконно добытые средства через чиновников Минцифры. Очевидно, что после возможного принятия Законопроекта № 3637 у нас будет очень много «криптобратанов». Кстати, хочу обратить ваше внимание на то, что бенефициарами этого законопроекта, кроме коррумпированных чиновников, являются предприятия, нерезиденты страны, в названии которых есть слово «биржа». И именно таким предприятиям на основании Законопроекта № 3637 чиновники Минцифры планируют выдавать даже не лицензии, а «разрешения на работу». Другими словами, в Украине с «разрешения на работу» от Минцифры можно будет менять биткоин и любую другую криптовалюту (как конвертируемую валюту, но без лицензии НБУ) на нашу украинскую гривну (которую надо бы поднимать!), покупая любые товары, услуги, землю и тому подобное. Так Украина рискует «обогнать» даже те страны, которые в общем мировом рейтинге стремительно развивающихся стран занимают последние позиции, потому что такие «обменки» даже у них будут работать на общем основании, то есть по финансовым лицензиям.
По моему личному мнению, Законопроект № 3637 со всеми нормами, составленными неграмотно его разработчиками, предлагает признать биткоин и другие криптовалюты конвертируемой валютой на территории Украины для того, чтобы бывшие и нынешние чиновники и депутаты могли в обход законов Украины о налоговой амнистии легализовать незаконно добытые средства. Но, похоже, их совсем не волнует, что это может спровоцировать обвал финансовой системы страны и даже утрату суверенитета.
Хочу еще раз акцентировать внимание украинских законодателей на том, что Законопроект № 3637 несостоятелен, так как не способен решить все правовые вопросы регулирования виртуальных активов во многом потому, что его разработчики не опираются на признанный мировыми и украинскими специалистами научно-исследовательский фундамент в этой сфере, например в области классификации виртуальных активов. Являясь автором статьи Комплексная классификация виртуальных активов (https://virtualasset.science/kompleksnaya-klassifikacziya…), могу утверждать, что именно в этой работе впервые в мире представлена научно аргументированная классификация виртуальных активов, которые по своей сути являются токенами распределенного реестра. Из обозначенной в научной работе комплексной классификации виртуальных активов, на основании их свойств и сфер применения, становится очевидным, что многообразие виртуальных активов нельзя свести к биткоину и практике банковской деятельности, которая в ближайшем будущем может быть вообще не нужна.
Также считаю необходимым обратить особое внимание на то, что в Верховной Раде как альтернатива Законопроекту № 3637 находится Законопроект № 4328 «О токенизированных активах и криптоактивах» (https://goo.su/2TYS), концепция которого базируется на результатах деятельности специалистов Научно-исследовательского центра экономико-правовых решений в сфере применения технологий распределенного реестра (www.blockchainukraine.org) и, в частности, моей деятельности в составе авторского коллектива проекта Закона № 4328 (https://blockchainukraine.org/avtorskij-kollektiv…).
Если кратко, то Законопроект № 4328 «О токенизированных активах и криптоактивах» устанавливает два вида виртуальных активов распределенного реестра: имущество в цифровом виде (криптоактив) и имущественные права в цифровом виде (токенизированные активы). И именно это делает виртуальные активы понятным и адаптированным средством модернизации общественных отношений во всех сферах жизни, в отличие от абсурдного с точки зрения права термина «нематериальное благо», которым обозначили виртуальный актив в Законопроекте № 3637, что, к стыду авторов данного законопроекта, является грубейшей и позорной ошибкой.
Резюмируя вышесказанное, хочу задать всего один вопрос украинским законодателям: кому выгодно продвижение изначально несостоятельного Законопроекта № 3637, принятие которого обусловит экономическую отсталость нашей страны на многие годы?
Александр Кудь