Власти Китая продолжают ужесточать политику по отношению к криптовалютам и деятельности майнинговых центров на территории страны.
Каковы перспективы регулирования крипторынка и по каким сценариям могут пойти государства в регулировании криптоактивов? Об этом рассуждает Юрий Мазур, руководитель отдела анализа данных CEX.IO Broker.
Несмотря на то что Китай долгое время позиционировал себя как достаточно лояльную к криптовалютам страну, КНР при этом старалась избегать официальных заявлений по поводу возможности принятия цифровых активов в качестве средства платежа наравне с юанем. В то же время Поднебесная скрупулезно изучала потенциал криптовалют и способность цифровых активов заменить реальные деньги. Итогом исследований стал цифровой юань, пилотирование которого сейчас фактически находится на завершающей стадии.
Именно в это время КНР начинает ужесточать политику в отношении независимых от регулирования криптовалют. Такое поведение властей Поднебесной напрямую связано с реализацией собственного криптовалютного проекта — цифровым юанем. При этом Китаю, благодаря изначальной относительно лояльной политике, удалось захватить значительную долю мировых майнинговых мощностей — долгое время она составляла более 50% от мировой добычи биткоина в мире. Это рычаг давления, который позволил в короткий период времени снизить цены на цифровое золото.
Зависимость криптовалютного рынка от динамики биткоина остается одним из слабых мест для инвесторов, поэтому вслед за BTC давлению подверглись и другие криптоактивы. Таким образом, Китай инициировал цепную реакцию, которая создала условия для снижения лидерства независимых криптовалют и в то же время сыграла на повышение интереса к цифровым валютам центральных банков (CBDC).
Кстати, Китай намерен ввести в оборот цифровой юань уже в 2022 году, как раз во время проведения Олимпийских игр в Пекине. На сегодняшний день мы видим несколько сценариев развития событий вокруг криптовалют в различных странах.
1. Жесткий отказ от криптовалют
Этот сценарий, по сути, является тем путем, которым пошел Китай — полный запрет альтернативных цифровых финансов, кроме CBDC. По такой же траектории могут пойти Россия и Казахстан.
В этом случае, при всей лояльности центральных банков к цифровой индустрии, все активы, которые хоть как-то могут угрожать монополии регуляторов на эмиссию денег, должны быть выведены за пределы правового поля. В РФ даже в рамках регуляторной песочницы из трех криптопроектов был одобрен только один.
2. Создание конкурентной цифровой среды
Второй сценарий — создание правил регулирования криптоактивов. Рынок криптовалют становится полным аналогом рынка акций, облигаций и фьючерсов. Это путь Европы, хотя здесь стоит сделать ремарку о том, что пока власти ЕС не определились, как вести себя с цифровыми валютами.
Тем не менее, согласно июньскому отчету ЕЦБ, европейский регулятор считает независимые криптовалюты угрозой финансовой стабильности Еврозоны. Чтобы снизить этот риск, Банк считает необходимым развивать CBDC и регулировать цифровые активы.
3. Поглощение перспективных цифровых активов регулятором
Третий возможный путь — выкуп инфраструктуры наиболее перспективных криптовалют или сотрудничество с криптостартапами для создания базы собственной CBDC, при этом рынок криптовалют будет достаточно свободным.
Это возможный путь США, так как страна промедлила с собственной цифровой валютой, и, чтобы наверстать упущенное, ей гораздо проще выкупить существующий цифровой актив со всей инфраструктурой и технологическими решениями. Другие цифровые активы при этом останутся свободными, по крайней мере, регулирование будет не настолько жестким как в первом и втором сценарии.
Возможным претендентом на выкуп может быть XRP, и здесь иск SEC к Ripple, как бы парадоксально это ни звучало, может быть как раз частью переговорных процессов.
4. Принятие криптовалют
Четвертый сценарий — принятие криптовалют в качестве официального средства платежа по примеру Сальвадора. Возможно, что страны Латинской Америки будут более склонны к такому развитию событий, тем не менее, стоит учитывать, что в этом случае будут вероятны сложности с созданием финансовой инфраструктуры и признанием другими странами такого средства платежа. С этой проблемой как раз и столкнулся Сальвадор.
Поэтому, скорее всего, большинство стран будет привержено второму сценарию развития событий, то есть жесткому регулированию и постепенной интеграции цифровых активов в традиционные финансы.
Отразились ли меры Китая на сфере криптовалют?
После действий Китая мы видим, что криптовалютный рынок начал адаптироваться. Майнинг стал уязвимым местом биткоина, но при этом эфир оказался более устойчивым в связи со снижением зависимости от майнинга из-за перехода на консенсус PoS в следующем году. Таким образом, цифровые активы демонстрируют высокий уровень гибкости и способности приспосабливаться к агрессивным условиям.
Действия Китая были крайне неприятными для инвесторов, но в то же время они усилили крипторынок. Возможно, на горизонте нескольких лет биткоин уступит лидерство не только по темпам роста, но и по рыночной капитализации ETH. Но инвесторам не стоит сильно переживать по этому поводу, так как это и есть свободная и честная конкуренция, и большей популярностью зачастую пользуется та криптовалюта, которая проявила большую устойчивость и гибкость, более того, перспективы развития монет могут существенно отличаться.