С середины мая курс биткоина упал на 48%, до $34 тыс. Котировки криптовалюты начали резко снижаться после ужесточения регулирования рынка цифровых активов в Китае. До недавнего времени страна являлась одним из лидеров индустрии, в том числе по количеству майнеров биткоина. Однако теперь все изменилось, в последние два месяца страну начали покидать не только майнеры, но и компании из криптосферы, пишет РБК Крипто.
5 июля блокчейн-компания IBC Group сообщила о планах закрыть дата-центры для добычи криптовалюты, расположенные на территории Китая. Компания перевезет оборудование и сотрудников из КНР в США, Канаду, ОАЭ, Казахстан, Исландию и различные страны Южной Америки.
С чего все началось
19 мая три финансовых регулятора Китая, осуществляющие надзор за финансовыми онлайн-операциями, рынком платежей и клирингом, запретили местным финансовым организациям предоставлять услуги, связанные с криптовалютами. В заявлении объяснялось, что виртуальные валюты не поддерживаются реальной стоимостью, их ценами легко манипулировать, а торговые контракты не защищены китайским законодательством. После этого курс биткоина за сутки обвалился на треть, до $30 тыс.
Спустя несколько дней вице-премьер Государственного совета КНР Лю Хэ призвал ужесточить регулирование майнинга и криптотрейдинга в стране, а правительственное информационное агентство «Синьхуа» опубликовало статью «Срочно устранить ажиотаж и хаос вокруг виртуальной валюты». В ней говорится о четырех рисках, связанных с торговлей и использованием криптовалют: рыночном, транзакционном, технологическом и комплаенс.
На фоне негативной риторики в отношении криптовалют в конце мая майнеры начали останавливать работу в Китае. Первыми добычу биткоинов прекратили BTC.TOP и HashCow. Также о приостановке майнинга и обслуживания клиентов из материкового Китая сообщила криптобиржа Huobi.
А в июне за две недели четыре китайские провинции ввели запрет на майнинг. Например, власти Сычуани, крупного центра по добыче криптовалюты, одобрили меры, препятствующие майнингу в регионе. В первую очередь это коснулось 26 компаний, которые работали официально.
Также Народный банк Китая (НБК) провел встречу с представителями пяти китайских банков и платежной системы Alipay. Регулятор указал финансовым организациям не участвовать в операциях с цифровыми активами. После этого Сельскохозяйственнный банк Китая (ABC), третья по величине банковская организация в КНР, выпустила предупреждение о запрете операций, связанных с цифровыми активами. Банк пообещал блокировать все такие транзакции, а также разрывать договоры с клиентами, которые совершали эти операции.
С чем это связано
Китайские власти поставили целью продвигать свой собственный цифровой юань, поэтому на государственном уровне борются и будут бороться с неофициальными криптовалютами, пояснил президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич. По его словам, запретами на майнинг китайцы «расчищают» пространство.
Он предположил, что ужесточение криптовалютных позиций со стороны ряда национальных провинций также будет усиливаться, поскольку биткоин не контролируется, а значит предоставляет угрозу.
Цифровой юань
В конце июня пассажиры пекинского метрополитена получили возможность покупать билеты с помощью цифрового юаня. А двумя неделями ранее Промышленный и коммерческий банк Китая (ICBC) первым в стране позволил своим клиентам конвертировать цифровые юани в наличные и наоборот.
В прошлом году было сорвано IPO Ant Financial — финтех-направления Alibaba — по большей части из-за опасения властей Китая, что платежная система Alipay будет конкурировать с цифровым юанем, отметил сооснователь консалтинговой компании в сфере цифровых активов DeFi Agency Ник Аврамов. По его словам, теперь в случае с криптовалютами наблюдается аналогичный тренд.
В сентябре 2017 Народный банк Китая запретил проводить в стране первичные размещения токенов (ICO) и пригрозил отзывом лицензий площадкам, которые это делают. Поэтому, по словам эксперта, сейчас китайские власти не пересматривают свою политику по отношению к цифровых активов, а внедряют практики и законы, принятые ранее.