Инициатором однодневной конференции стал НБУ, который еще в 2018 году заявил, что рассматривает возможность выпуска национальной электронной валюты, а прошлым летом выпустил ограниченное количество собственной криптовалюты.
Центральный банк хотел проверить свои идеи и выводы по результатам тестирования в банковском сообществе и стимулировать дискуссию, сказал глава департамента инновационного развития ЦБ Украины Роман Хартингер. На конференции выступили представители центральных банков Канады, Швеции, Японии, Литвы, Финляндии, Нидерландов, Беларуси, Уругвая и ЮАР.
Как стало известно на конференции, НБУ приостановил эксперимент с собственной криптовалютой. Сейчас ЦБ ожидает дополнительную информацию от банковского сообщества и обновления регулирования цифровых активов в Украине. Хотя уже есть некоторые законопроекты и концепции, рассматриваемые властями страны, формальные законы еще не приняты.
На конференции представители центральных банков Нидерландов и Канады достаточно скептически отзывались о технологии распределенного реестра.
«Суть инфраструктуры DLT состоит в том, что ни одной стороне не следует доверять достаточно, но разве мы не доверяем центральному банку поддержание целостности глобального распределенного реестра?»,- сказал Харро Бовен (Harro Boven), советник по законодательным вопросам в департаменте платежной политики Центрального банка Нидерландов.
Старший директор направления финтеха в Банке Канады Скотт Хендри (Scott Hendry) который отвечал за тестирование проекта Jasper на платформе Corda, сказал, что «DLT не нужен для создания цифровой валюты центрального банка».
«Если посмотреть на систему DLT и текущую эффективную централизованную систему с единственной целью межбанковских платежей, особых преимуществ блокчейн не дает», — сказал Хендри.
Он добавил, что Банк Канады не планирует ничего менять в комплексе технологий, используемых в настоящее время. Ни один из выступавших не исключал использования DLT для выпуска государственных криптовалют в принципе, но никто не проявил особого энтузиазма по поводу этой технологии.
Во время мероприятия Хартингер также указал на нетипичную конкурентную ситуацию, в которой оказались центральные банки:
«Центральные банки видят, что технологические гиганты выпускают стейблкоины, например, Libra, и видят эту нишу цифровых денег. Теперь вопрос в том, у кого будет прерогатива эмиссии денег — у правительства или частных технологических компаний?».
Представитель одного из центральных банков, присутствовавший на конференции, поделился своими мыслями с изданием CoinDesk, но попросил не называть его имени. Он сказал, что Libra стала катализатором процесса изучения концепции государственных криптовалют, необходимость в котором назрела давно. Однако он сказал, что не беспокоится о конкуренции со стороны Facebook.
«Люди захотят использовать Libra, если наша денежная система покажет себя не лучшим образом. Наша лучшая защита — делать свою работу», — сказал он.
Несмотря на общий скептицизм, не все центральные банки отказались от идеи использования блокчейна. Центральный банк Швеции на днях объявил о начале тестирования собственной криптовалюты. E-krona — своего рода электронные деньги для повседневного использования, инструмент для платежей между домохозяйствами, номинированный в национальной валюте и доступный 24/7, заявил на мероприятии старший советник ЦБ Швеции по вопросам политики в отделе платежей Бьорн Сегендорф (Bjorn Segendorf).
Сегендорф сказал, что ЦБ Швеции будет тестировать технологию не потому, что организация настроена на использование решения на базе блокчейна. По его словам, ЦБ хочет изучить разные возможные варианты. Он сказал, что главное — быть готовым к безналичному будущему, поскольку молодые люди все меньше и меньше полагаются на наличные деньги.