На предпоследней неделе сентября мировое инвестиционное сообщество с удивлением наблюдало за тем, что происходит в финансовой системе США: неожиданно банки ощутили нехватку долларов, а 18 сентября Федеральная резервная система (ФРС) США во второй раз за последние два месяца понизила базовую процентную ставку на этот раз до интервала в 1.75–2%. Что же происходит с политикой ФРС США и как данная ситуация может повлиять на курс биткоина.
Дефицит долларов США
ФРС США с 17 по 20 сентября предоставила банкам дополнительную ликвидность на сумму в $278.2 млрд (17 сентября — $53.2 млрд, а с 18 по 20 сентября — по $75 млрд каждые сутки), то есть, по сути, увеличила предложение наличных долларов. Этим всем ведает одно из главных структурных подразделений ФРС США — федеральный резервный банк Нью-Йорка. Сначала данный шаг воспринимался как временная мера: на финансовом рынке сложился дефицит долларов, в результате чего ставка по межбанковскому кредитованию RP (РЕПО) выросла до 10% годовых. РЕПО-сделка — это самый распространенный инструмент кредитования как банками друг друга, так и центральным банком кредитных организаций. В случае РЕПО-сделки финансовые средства предоставляются под фактический залог высоколиквидных ценных бумаг, которыми в американской финансовой системе выступают обязательства Казначейства США.
Что же было причиной? Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман заявил, что вероятно речь идет просто о техническом моменте, хотя признался, что «странные вещи творятся на РЕПО-рынке: стоит заметить, что аналогичная ситуация с нехваткой ликвидности была в основе финансового кризиса 2008 года».
В то же время Хайди Муур, известный аналитик, наоборот, отметила, что речь идет о «большой проблеме, с которой столкнулись США». И, конечно, это совсем не то, о чем заявил Джером Пауэлл, глава ФРС США, который попытался в самом начале затруднений объявить о том, что «все это не имеет какого-либо влияния на американскую экономику».
Евро увел доллары
На самом деле объяснить дефицит долларов США на фоне наличия резервов ликвидности выше нормативной в американской банковской системе можно рациональным способом. Политика Европейского центрального банка (ЕЦБ) привела к тому, что глобальным инвесторам стало выгодно занимать средства в Европе в евро, а потом ссуживать эти деньги на американском рынке по более высокой ставке (но не на межбанковском рынке кредитования). То есть возник классический сценарий carry trade, когда заработок инвесторов основывается на разнице ставок в Европе и США. А тем банкам в США, которые участвуют в такой схеме со своими резервами, конечно, было неинтересно ссуживать деньги под более низкие ставки своим коллегам-банкам, пока ставка РЕПО не взлетела.
Однако есть нюанс: для заимствований в Европе нужно иметь частичное обеспечение в евродолларах — то есть в долларах, которые любителям carry trade нужно разместить на счетах европейских банков. Таким образом, именно там осели «пропавшие» доллары США. ЕЦБ переиграл ФРС США в плане ставок: занимать в евро стало дешевле, чем в долларах США. Евро стал дешевле, как из-за политики ЕЦБ по снижению ключевых процентных ставок дальше за ноль, так и по причине слабости ключевой экономики еврозоны — Германии. Индекс Manufacturing PMI, отражающий пульс промышленности этой страны, показал значение 41.4. Впервые уровень оказался на столь низкой отметке за последние 123 месяца.
Американские банкиры в свою очередь стали вновь интересоваться кредитованием своих коллег, лишь когда ставка по РЕПО подскочила до 10% годовых, но такая ситуация уже стала не устраивать ФРС США, и она вмешалась. Более того, стало известно, что ФРС США будет и дальше бороться с ростом ставок РЕПО, предлагая банковскому сектору по $75 млрд каждые сутки, возобновив эту практику 23 сентября после перерыва в выходные (даже несмотря на то, что к 20 сентября ставку РЕПО удалось снизить до 1.7%). Однако ФРС США намерена всячески удерживать эту ставку на уровне ниже 2%, поскольку иначе инвесторы перестанут интересоваться вложениями в облигации Казначейства США — сделки РЕПО будут более выгодными. Пока это удается с трудом: 23 сентября ставка РЕПО вновь поднялась, до 1.95%.
Стратегия ФРС США — переброска и печать новых долларов
Предоставление дополнительной ликвидности — это не всегда свеженапечатанные доллары, как, например, в случае с началом «накачки» ликвидностью финансового рынка 17 сентября, когда было видно, что ради этого были использованы накопленные к вечеру 16 сентября корпоративные квартальные платежи. Однако это означает, что средства были «выдернуты» из обычного денежного потока, что также показывает, что дефицит долларовых средств оказался реальным. Или, как отметил неизвестный инсайдер Уолл-стрит в публикации CNN: «все попахивает очень нехорошим: прямой накачкой деньгами финансовой системы США, а также пополнение бюджета все большим объемом, взятым буквально „из воздуха“, новых долларов». И это неслучайно: разницу между расходами государственной казны и поступлениями в нее нужно все больше закрывать заимствованиями на рынке.
По консервативной оценке Бюджетного комитета Конгресса США, бюджетный дефицит в следующем финансовом году, который начнется 1 ноября, составит $1 трлн, хотя есть основания предполагать, что в итоге он будет выше. Ситуация с государственным долгом — также повод для беспокойства. В этом уверен экономист Дэниэл Лакалле, который обратил внимание, что тезис о том, что «каждый доллар заимствований государства имеет „обеспечение“ в виде $1, принесенного в финансовую систему США в качестве сбережения», уже перестал быть действительным. Другими словами, доллары США появляются действительно просто так, без какой-либо связки с реальными экономическими процессами.
Финансовый рынок США стал явно требовать больше средств, чем ранее. Дело в том, что международные инвесторы в облигации Казначейства США стали более активно их продавать, а выкупать их приходится ФРС США, которая и так держит на балансе 2/3 оформленных таким образом долговых бумаг США. В результате, эта отчаянная скупка привела к резкому падению доходности таких бумаг, а в перспективе ведет к их отрицательной отдаче на вложения, о чем предупредил экс-конгрессмен Рон Пол, а также экс-глава ФРС США Алан Гринспэн.
Странное снижение процентной ставки ФРС США
Облегчить ситуацию с долларовой ликвидностью должно снижение базовой процентной ставки — и ФРС США так и поступила 18 сентября, приняв соответствующее решение, которое вступило в силу 19 сентября. Но снижение ставки — это обычно инструмент для «разогрева» экономики. Однако до 18 сентября американская экономика показывала:
- рост в течение 122 месяца — самый длительный период в истории США;
- рост числа рабочих мест в течение 107 месяцев (также самый длительный период);
- уровень безработицы на отметке 3.7%, что лишь на 0.1% выше минимального с 1969 года.
Что же разогревать в такой ситуации? Глобальные игроки быстро поняли, что дело в желании ФРС помочь финансовой системе США в весьма непростой период для стоимости доллара: инфляция в годовом выражении находится на уровне 2.4%, то есть на самом большом значении за последние 11 лет.
Оставить поменьше денег банкам на биткоины
Между тем, очевидно, что ФРС США не так быстро реагировала на удорожание ставок по РЕПО-сделкам. Все это выглядит так, как будто не было свободных денег в финансовой системе США, ведь начавшееся после этого увеличение интервенций ФРС США означает больший надзор за рынком, где игроки начинают понимать, что их участие в покупках криптовалют может повлечь санкции американских регуляторов или международных финансовых структур. Неясность каких именно санкций, вплоть до претензий со стороны Интерпола (выдуманных и реальных), еще больше ударяет по интересам институциональных инвесторов в отношении биткоина. Именно поэтому запуск Bakkt в понедельник, 23 сентября, обернулся вначале небольшим объемом покупки поставочных фьючерсов на биткоины за первые девять часов (на 28 биткоинов). Но потом динамика все равно ускорилась, и за 24 часа объем сделок составил 72 биткоина.
Доллар меркнет перед биткоином
Однако ситуация с тем, что происходит с доступностью долларов США на американском межбанковском рынке, очень тревожит инвесторов. В то же 23 сентября наибольшим спросом среди различных активов пользовались драгоценные металлы: серебро и платина (золото уже не пользуется таким высоким спросом).
А что с самим долларом? Доллар похож уже на сомнительный финансовый инструмент, от которого надо держаться подальше — об этом говорит красноречивый твит Мати Гринспена, старшего аналитика криптовалютной трейдинговой платформы eToro. Это неудивительно: если на «тушение» кризиса 2008 года президент США Барак Обама направил около $700 млрд, то эта сумма касалась проблем в экономике в большей степени, а также была растянута во времени. ФРС США же доберется до этой цифры уже в начале октября, а программа поддержки растянется как минимум до 10 октября: как заявил заместитель главы ФРС США Ричард Кларида, политика масштабного вбрасывания денег в финансовую систему США будет постоянной.
Партнер инвестиционной компании Morgan Creek Capital Энтони Помплиано сравнил масштаб уже вброшенных долларов с капитализацией биткоина (около $200 млрд) и заявил, что в такой ситуации доверие инвесторов неизбежно уйдет от доллара к старейшей криптовалюте. Тем более, что Трамп недоволен темпом снижения ставки ФРС США и будет всячески добиваться того, чтобы она оказалась даже в области отрицательных значений. Однако Помплиано написал Трампу, что его политика не сможет поддержать «искусственный рост» фондового рынка США.
Дональд Трамп ошибся
Дешевый доллар для инвесторов и рост фондового рынка — это суть стратегии Трампа по аккумулированию поддержки Уолл-стрит для своего переизбрания. А 18 сентября известное издание The Project Syndicate также выступило с аналогичным заявлением.
Помплиано также уверен, что манипуляции ФРС США имеют последствия не только на финансовую сферу, но и экономику. А главным ответом инвестиционного сообщества станет биткоин — в этом убежден эксперт. С ним согласен и аналитик Макс Кайзер, который уверен, что биткоин будет глобальным ответом на потерю доверия к доллару США. Тем более, что доходность биткоина с начала года превосходит результаты по всем основным популярным направлениям инвестирования средств, а также выше, чем отдача от инвестиций в разные активы за время после кризиса 2008–2009 годов. Стратег по цифровым активам компании VanEck Габор Гурбакс также обращает внимание общественности на то, что реальная девальвация доллара США на самом деле выше, чем может казаться.
Глава криптобиржи BitMEX Артур Хейс заявил, что возвращение ФРС США к политике «дешевого доллара» приведет цену биткоина к уровню $20 000, а в перспективе — до $100 000, в том числе за счет расширения криптовалютной сферы и появления в ней новых криптомонет, таких как Libra. Это служит доказательством того, что криптовалютная экосистема гармонично развивается, когда фокусируется не только на биткоине, но и на множестве разнообразных альткоинов.
Питер Шиф, известный экономист, уже заявил, что Трамп «уничтожает доллар», и сравнил происходящее с худшими практиками в этой сфере— поиск глобальной альтернативы ему мировыми инвесторами уже начат. Баланс ФРС США в начале недели составил $3.845 трлн и продолжает расти.
Необычайно резко выступил против фиата глава криптобиржи Binance Чанпен Чжао, заявив, что «биткоин — это тот актив, который не требует каких-либо мер по спасению». Он полагает, что продолжать работать в долларовой сфере означает вести себя к бедности, но как подчеркнул Чжао: «это неизбежно, поэтому чем раньше сделать выбор в пользу криптовалют, тем лучше».
Почему биткоин лучше, чем любой другой актив? Аналитик Алекс Крюгер объясняет: действия Трампа и ФРС США создают систематический риск, то есть риск тотального кризиса, а биткоин как раз проявил свою невосприимчивость к такого рода рискам.