Основатель Microsoft Билл Гейтс поделился мнением, как вести себя в новом мире, где график спроса и предложения больше не работает.
Ко второму семестру моего первого курса в Гарварде я начал ходить на чужие курсы и почти перестал на свои, кроме введения в экономику — и предмет, и преподаватель меня восхищали. Первое, что он нам показал, была диаграмма спроса и предложения. Когда я учился в колледже (а я учился там долго), мировая экономика работала примерно так:
Из этого графика можно сделать два вывода, и первый из них сегодня по-прежнему более или менее актуален: по мере роста спроса на продукт предложение растет, а цена падает. Если цена становится слишком высокой, спрос падает. Там, где эти линии пересекаются, находится точка равновесия между спросом и предложением — очень важная точка: именно в этом состоянии ценность для общества максимальна, поскольку товары доступны, их много, а производители получают прибыль. Все в выигрыше.
Также из графика можно сделать вывод, что совокупная стоимость производства увеличивается по мере увеличения предложения. Представьте, что Ford выпускает новую модель автомобиля. Выпустить первый автомобиль стоит дорого, поскольку пришлось вложиться в разработку, но и каждая из последующих машин требует определенного количества материалов и трудозатрат. Десятый и тысячный автомобиль стоят примерно одинаково, и то же касается большинства товаров, составлявших основу экономики на протяжении большей части XX века, включая сельскохозяйственную продукцию и недвижимость.
А вот с программным обеспечением все по-другому: Microsoft тратит много денег на разработку новой программы, но каждая следующая единица практически бесплатна, ведь, в отличие от традиционных товаров, это нематериальный актив. И это касается не только ПО: данные, страховка, электронные книги и даже фильмы устроены аналогично.
Мировая экономика меняется, и та ее часть, что уже не следует старой модели, становится все больше, то есть экономика больше не подчиняется старым правилам. И это несет разнообразные последствия для самых разных областей жизни, от налогового законодательства до экономической политики. Это одна из самых важных и недооцененных тенденций в мировой экономике.
Если вам интересна эта тема, прочитайте блестящую новую книгу «Капитализм без капитала» (Capitalism Without Capital) Джонатана Хаскеля и Стейна Уэстлейка. Они начинают с определения нематериальных активов как чего-то, что нельзя потрогать.
Звучит очевидно, но это важное замечание, поскольку «нематериальные» отрасли работают совершенно иначе, чем привычные нам «материальные» — там совсем иначе устроена конкуренция, риски и методы оценки компаний.
Хаскель и Уэстлейк излагают четыре важных отличия нематериальных инвестиций:
- Это безвозвратные издержки. Если ваши инвестиции не оправдываются, у вас нет станков, цехов и других материальных активов, которые можно было бы продать, окупив тем самым часть затрат.
- Ваши достижения могут быть использованы конкурентами. Мы знаем, что важнейший актив Uber — это сеть водителей, но легко можно встретить водителя Uber, принимающего заказы и от конкурирующих компаний.
- Масштабируется лучше, чем физические активы. После расходов на изготовление первого экземпляра товар можно воспроизводить бесконечно и почти бесплатно.
- Возможность синергии с другими нематериальными активами. Хаскель и Уэстлейк приводят пример iPod: в нем сошлись стандарт mp3, миниатюризация жестких дисков, дизайн и лицензионные соглашения с лейблами.
Это не хорошо и не плохо, просто материальные товары устроены по-другому.
Книга написана как учебник, без лишних комментариев. Авторы избегают оценок и не предлагают политические решения, они стараются убедить читателя, что этот переход важен, и предлагают набор вариантов поведения в новом мире, где график спроса и предложения больше не работает.
Это очень важная книга, но, чтобы ее прочесть, нужно базовое представление об экономике. Впрочем, если вы когда-нибудь учились этому предмету или регулярно читаете финансовую прессу, беспокоиться не о чем.
Прочитав эту книгу, я укрепился во мнении, что законодателям необходимо скорректировать экономическую политику своих стран с учетом новых реалий. Например, инструменты, используемые многими странами для оценки нематериальных активов, устарели, а значит, они неверно оценивают собственную экономику — так, в США до 1999 года не учитывали программное обеспечение в расчетах ВВП. Даже сегодня ВВП не учитывает инвестиции в исследования рынка, брендинг обучение персонала, а ведь компании тратят на это огромные деньги.
И дело не только в оценке — есть ряд других важных вопросов, требующих обсуждения. Не слишком ли строги (или, наоборот, мягки) наше патентное законодательство и защита товарных знаков? Необходимо ли как-то менять политику в области защиты конкуренции? Как менять налогообложение, и нужно ли это? Как стимулировать экономику в новом мире капитализма без капитала?
Чтобы разобраться в этом, нам нужны сильные мыслители и блестящие экономисты. «Капитализм без капитала» — первая книга с попыткой глубокого анализа этих тенденций, и я думаю, что ее необходимо прочесть каждому политику и чиновнику.
Инвесторам тоже потребовалось время, чтобы научиться работать с нематериальными активами. Когда компания Microsoft только начиналась, я чувствовал, что объясняю людям что-то совершенно им чуждое. В нашем бизнес-плане использовался другой, непривычный инвесторам подход к анализу активов, и они не могли представить, о каких прибылях в долгосрочной перспективе мы говорим.
С 1980-х многое изменилось — сегодня уже никому не нужно объяснять, что в создание ПО можно вкладывать деньги. Пришло время подумать об экономике в целом.