Рыночная экономика имеет много недостатков, один из них — случайность. По большому счету, никто не знает ни цен, которые завтра будут на рынке, ни наличия товара, ни возможности заработать. Но зато в эту лотерею просто играть. Вместо рыночной экономики, можно предложить ориентированное на внешний рынок внутреннее хозяйство, которое также ориентировано и на внутренний рынок, как на экономическое хозяйство системы расселения. Это более сложная модель. Что я имею ввиду?
С точки зрения экономики выращивать хлеб рядом с заводом — дело бессмысленное, его всегда выгоднее туда привезти. С точки зрения хозяйства — возить хлеб бессмысленно. Поэтому всё жизненно важное заводы должны обеспечивать себе сами, чтобы мы не везли туда ничего ненужного.
Отсюда возникает структура архипелажной экономики. Каждое предприятие должно представлять маленький участок, который обеспечивает сам себя почти абсолютно всем. Это, по сути, тоже локальная экономика, только в больших масштабах. Никакой кооперации, контора здесь, конструкторское бюро здесь, мастерские, гараж, склад, подсобные хозяйства, гостиница здесь, и вообще, все что надо — здесь. Потому что локальная или архипелажная экономика, окруженная пустым пространством с большим транспортным плечом, может быть освоена только отдельными самодостаточными, связанными друг с другом островками. По линиям транспортных связей можно перевозить только то, без чего нельзя обойтись. Все что можно сделать внутри, должно быть сделано внутри.
Инновация в экономике
Изобретение или даже открытие, как правило, не влияет на экономику, в тоже время инновация всегда приводит к изменениям в экономике. Инновация — это не просто изобретение. Инновация — это всегда целый комплекс идей, который приводит к повышению уровня разделения труда. Можно сказать иначе. Инновация — это пакет технологических и организационных идей, внедрение которых резко повышает производительность труда.
Инновации рождаются в центрах компетенции. В этих центрах собраны специалисты, каждый из которых имеет узкую специализацию и одновременно видит всю картину в целом, благодаря общению друг с другом. Инновацию трудно и даже не возможно украсть или скопировать. Этому есть много подтверждений в истории. Например, президент Франции Шарль де Голь, побывав в силиконовой долине в Америке в 60-х годах захотел ее скопировать, с тех пор было сделано более 40 попыток потрачены миллиарды долларов и все закончились полным провалом.
Если центр компетенции предлагает инновацию, например, в сфере создания локальных экономик и местные власти или бизнес не воспользовались ею, то они сразу начинают отставать в развитии. А те, кто воспользовался, захватывают рынок, потому что благодаря инновации могут производить более дешевый товар. В этом заключается коммерциализация инноваций.
Для каждой местности в наших условий нужны свои собственные инновации, одновременно пригодные и для архипелажной экономики. Те, кто создаст такие центры компетенции, смогут генерировать архипелажные инновации завтра захватят часть рынка у корпораций.
Локальная экономика всегда более сложная, чем рыночная экономика, распределение произведенных товаров происходит по предварительным заявкам, что позволяет ей быть более стабильной, можно сказать почти плановой — и в этом её преимущество. К недостаткам можно отнести простой в изготовлении и сравнительно малый ассортимент товаров. Но благодаря тому, что она встроена в архипелажную экономику, которая может изготавливать более сложные товары, этот недостаток не существенный.