Криптовалютная отрасль бурно развивается, и вслед за практиками настало время прийти теоретикам. Их задача — описать, как работает новая экономика, ее возможности и методы оценки новых активов. Команда проекта BlockChannel выделила пять направлений, за которыми стоит следить в 2018 году.
В течение последних нескольких месяцев криптовалютная индустрия переживала бум, и мы могли наблюдать головокружительный рост как собственно криптовалют, которому на смену пришла коррекция в начале года, так и рынка децентрализованных приложений в целом.
Пока рынок продолжает переживать волатильность, нам нужно изучить ключевые аспекты нашей будущей, основанной на токенах экономики, которая станет основой для более эффективной финансовой системы. Нам потребуются знания, чтобы добиться наилучшего экономического и социального эффекта от этого, как сейчас кажется, неограниченного доступа к капиталу.
1. Стимулы и механизмы
В этом году стоит ожидать создания новых моделей взаимодействия, связанных с использованием токенов, и эти модели начнут влиять на общество. Кроме того, появятся новые решения для масштабирования криптовалютных систем.
Перед новым годом был создан первый тестовый контракт (написанный на языке Viper) для протокола Casper, разработанного для блокчейна Ethereum. В этом контракте используется новый механизм подтверждения — если раньше это был Proof-of-Work, то есть майнинг, то теперь это будет «доказательство доли владения». Когда сеть будет запущена, мы увидим взлет интереса со стороны разработчиков — возникает много вопросов: как переход на доказательство доли владения повлияет на рынок, как этот новый принцип будет реализован в продуктах, и как будут устроены новые объединения, подобные прежним майнинговым пулам.
Должно вырасти и количество токенов, ориентированных на доказательство доли владения и соответствующих стандарту ERC20, вроде SpankChain и OmiseGO — это понятный и экономически эффективный создания, поддержки и стимулирования новых типов денежных систем на основе Ethereum.
2. Теория денег
Криптовалюты заставили нас переосмыслить понятие денег — мы начинаем лучше понимать, как устроены денежные системы, и какие программные стимулы и децентрализованные структуры в них можно использовать.
Кроме того, у нас есть возможности для изучения конкуренции валют — поклонники биткоина описали криптоэкономику с точки зрения Австрийской экономической школы (см. работы Саифедина Эммауса).
В 2018 году будут разработаны альтернативные теории, в которых будет место и для альтернативных криптовалют; они будут обусловлены спросом на точность оценки (MV = PT) и могут опираться на теорию обмена.
Растет и интерес к теме со стороны академических монетарных экономистов, например, научное издание Journal of monetary economics публикует подобные работы, что свидетельствует о взаимном проникновении криптоэкономики и традиционной экономики.
В 2018 году таких работ станет больше.
3. Оценка
Технологические сдвиги меняют концепции оценки активов. Например, интернет-бум привел к развитию теоретических моделей, позволяющих оценить бизнес исходя из количества клиентов. Сегодня те же теоретики говорят, что активы, не связанные с денежным потоком, не должны оцениваться традиционными методами. Пока все только начинается, и любые результаты таких работ стоит оценивать как предварительные, но в 2018 году эта область будет бурно развиваться.
4. Поведенческие финансы и цены на активы
Кого бы из наблюдателей вы ни спросили, любой выдаст вам список из нескольких десятков переоцененных, по его мнению, проектов. Очевидно, какой-то уровень переоценки существует, и в будущих учебниках их будут рассматривать как пример пузыря (особенно это касается относительно централизованных активов, которые лишь мимикрируют под участников новой экономики).
Мы знаем, что внедрение и рост цены новых активов в основном зависит от настроений инвесторов и маркетинга, но пока не понимаем, в какой степени этим факторам подвержены власти в разных странах, ведь скорость распространения этих новых технологий оказывается слишком высокой — и для обывателей, и для традиционных финансовых организаций, и для регуляторов.
Появление криптовалют по-прежнему остается одним из самых провокационных и интересных явлений новейшей истории. Будем надеяться, что все мы продолжим инвестировать и осваивать новое в рамках прагматичного подхода.
5. Социальные эффекты токенизации
Мы увидим, как появляются новые методы использования этих финансовых экосистем, которые позволят выстраивать более эффективное взаимодействие капитала и человека с помощью сетевых стимулов.
Инструменты и технологии вроде «доказательства географического положения» от компаний типа FOAM, породят новые методы взаимодействия и новый бизнес, например, станут стимулом для развития торговли и инфраструктуры в пустеющих городских районах или приведут к созданию автономных интернет-сетей в сельских районах, которые часто не могут похвастаться быстрым доступом к интернету.
Возникнет больше сервисов вроде Patreon (см. приложения StakeTree и Cent), упрощающих финансовое участие в различных проектах и предусматривающих получение дохода в результате такого участия.
Это будет веселый год
В 2018 году криптовалюты будут внедряться все шире, а люди будут посвящать все больше времени собственному образованию в этой области. При этом достижения в области масштабирования (Generalized state-channels, Plasma, Sharding и мобильные браузеры для децентрализованных Ethereum-приложений вроде CipherBrowser), наконец, позволят проводить полномасштабные эксперименты, а со временем и предоставить доступ к финансовым услугам гораздо большее, чем когда-либо, количество людей.