Редакция одного из украинских деловых изданий обратилась ко мне с рядом вопросов, касающихся криптовалют, их регулирования и инвестиционных возможностей.
Приведу текст полностью:
Добрый день, Сергей!
Журнал […] готовит подробный материал о криптовалютах — и снова просит Вас прокомментировать для него. Предлагаем Вам ответить на такие вопросы:
1. Какие сложности связаны с легализацией криптовалюты и майнинга в Украине? Стоит ли вообще легализировать майнинг и криптовалюты в Украине? Если нет, то почему? Если да, то как именно?
2. Каковы, по Вашему мнению, перспективы инвестиций в криптовалюты (что это — пузырь или финансы будущего мира? Сколько еще времени, по Вашему мнению, будут расти курсы биткоин и других криптовалют? Обвалятся ли они до нуля? Какие из криптовалют наиболее перспективные и т.д.)
3. Какие две-три площадки, по Вашему мнению, наиболее подходят для инвестирования в криптовалюты для новичков-украинцев — и почему?
4. Если описывать пошагово процесс инвестиций в криптовалюту, то на что Вы посоветуете обратить особенное внимание?
Эти вопросы свидетельствуют о том, что не только общество, но и бизнес-круги, и деловая пресса еще не готовы принять криптовалюты, как новую денежную парадигму, — Биткоин это не новый цифровой актив и/или объект инвестиций, Биткоин — это средство и способ избавиться от государственной и банковской монополии на деньги и денежное обращение.
Именно на это я советую обратить внимание, отвечая на последний, четвертый вопрос. И именно эту цель преследовал создатель Биткоина некий Сатоши Накамото, — по его задумке Биткойн должен был стать альтернативой нашей нынешней финансовой системе.
Сосредотачиваясь на биткоине, как инвестиционном активе (средстве быстрого роста стоимости) многие упускают из виду его истинную ценность, благодаря которой растет его цена на биржах. Эта ценность — уникальная способность сохранения и передачи стоимости на расстояния без участия доверенного посредника.
В этом смысле Биткоин имеет преимущества как перед выпускаемыми государствами фиатными деньгами, так и перед золотом.
Биткоин существует вне государственных институтов и не нуждается в государственном регулировании. Это вполне самодостаточная система.
Единственный способ взять Биткоин под контроль государства — это осуществить т.н. «атаку 51%». Но, в этом случае криптовалюта сразу же потеряет свою привлекательность и резко упадет в стоимости. Повторюсь, — ценность Биткоина состоит в отсутствии какого-либо стороннего контроля и управления, кроме сетевого, основанного на протоколе (жестко прописанных программных правил). Именно это делает Биткоин надежным, защищенным и неуязвимым.
Биткоин также не нуждается в легализации. Само нахождение вне правового поля еще не означает незаконность. Об этом я писал в статье «Биткоин: Мифы и предрассудки. Часть 2».
Безусловно, Биткоин, в силу своих особых свойств, указанных выше, является привлекательным объектом для инвестиций. Но, не это является его основной функцией и миссией. Биткоин пришел в этот мир, чтобы разрушить государственную монополию на деньги и их обращение. И создать новую денежную парадигму — отныне передача стоимости возможна без посредников, как в наличном расчете — из рук в руки. Без центробанков и других финансовых организаций. Без неконтролируемой денежной эмиссии и инфляций.
Попытки вмонтировать Биткоин (и другие криптовалюты) в существующую государственную денежную систему бессмысленны и непродуктивны. Бессмысленно государственное регулирование майнинга и криптовалютных транзакций. Да у государств, к счастью, нет возможности это осуществить, кроме как применяя запретительные и карательные меры.
Еще 40 лет назад, известный экономист и философ, лауреат Нобелевской премии Фридрих фон Хайек задался вопросом, почему государственная монополия на денежную эмиссию рассматривается как неизбежная. В своей работе «Частные деньги» он предложил денационализировать деньги, поскольку, по его мнению, государственная монополия в области эмиссии вредна для общества.
Только свободное хождение различных валют и свободный их обмен. Пусть в конкурентной борьбе победит сильнейшая!