В середине 2016 года НБУ объявил о курсе на cashless economy (безналичную экономику) – планомерный отказ от наличных средств в пользу безналичных расчетов.
В Украине все еще есть проблемы с дефицитом терминалов в торговых точках, а в некоторые уголки страны все еще не проник интернет. При этом растет количество сервисов для безналичной оплаты и желание украинцев ими пользоваться. 112.ua подводит итоги 2017 года в финансовых технологиях и выясняет, насколько активно Украина движется в сторону cashless economy.
Зачем это нужно?
В ряде стран мира процесс перехода к cashless economy идет уже давно. Например, в cкандинавских странах наличные уже практически вышли из обихода, там даже есть торговые точки, где у вас примут только безнал. В африканских странах из-за неразвитой банковской инфраструктуры и криминогенной ситуации отказ от наличных происходит за счет мобильных кошельков, например, M-Pesa. Местное население боится носить деньги с собой, поэтому роль банков взяли на себя операторы.
В развитых странах мира наличные, особенно крупные суммы, стали синонимом коррупции и криминала. Их сложно отследить, а значит, такие транзакции потенциально могут совершаться с противозаконной целью – покупкой запрещенных товаров или дачей взяток. Кроме того, наличные – не самый удобный инструмент оплаты. Их могут украсть, их может оказаться недостаточно в любой момент, ими нельзя расплатиться в интернете (покупки с постоплатой, как это распространено в Украине или, например, в странах Латинской Америки, не в счет).
Банкам, магазинам и другим организациям, чья деятельность так или иначе связана с финансами, наоборот интересно, чтобы пользователь мог потратить деньги в любой момент, как только ему этого захотелось. Например, совершить спонтанную покупку или приобрести что-то дорогостоящее в рассрочку. Пользователям, с их стороны, удобно иметь возможность платить быстро, с минимальным количеством действий и максимальной безопасностью. Соответственно, курс на cashless, на первый взгляд, выгоден всем.
В одних странах драйвером финтеха выступают банки – это, например, государства Старой Европы, те же северные страны, о которых шла речь выше. Банки объединяются, чтобы создавать продукт, удобный для пользователей, и в выигрыше остаются все. В других – как, например, в Китае – драйвером выступают технологические гиганты. Такие, как Alibaba (им принадлежит популярная в Поднебесной платежная система Alipay) или Tencent (владелец WeChat – самого популярного мессенджера в Китае, который активно используется населением страны для любых целей).
Надо сказать, что курс на cashless economy вовсе не означает, что в один прекрасный день Украина полностью откажется от наличных. Это долгий и плавный процесс, который направлен на постепенное сокращение наличной массы. Пока в мире нет ни одной страны, где бы физические деньги вышли из обихода. В Швеции, по данным Bloomberg, на наличные операции приходится 1,8% ВВП. Скандинавские страны, а также Южная Корея объявили о планах отказаться от физических денег, но это произойдет в перспективе 10 лет. В этих государствах на наличные уже приходится небольшая доля платежей.
Не все так однозначно
У идеи перехода к cashless economy есть как сторонники, так и противники. Первые ратуют за удобство, скорость перемещения средств, избавление от теневых операций, наполнение казны налогами и полную финансовую прозрачность. Вторые напоминают о том, что отказ от кэша приведет к ограничению прав и свобод человека, чьи деньги окажутся в руках финтех-компаний, банков, государств, а не под матрасом или хотя бы в банковском сейфе.
Кроме того, если физические деньги уязвимы перед злоумышленниками, то средства в электронном мире – привлекательная мишень для хакеров. Хакерские атаки последнего времени (взять, к примеру, вирус Petya, который бушевал в Украине и за ее пределами этим летом) показывают, насколько масштабной могут быть угроза и ее последствия. Кроме того, сами хакеры уже освоили финтех, а инструментом для нелегальных операций все чаще становятся криптовалюты.
В странах Старой Европы (Швеция, Германия, например), для которых характерна не инфляция, а дефляция, появляются депозиты с отрицательной ставкой. Это значит, что не банк платит клиенту за возможность хранить и использовать его средства, а клиент – банку. Как пишет издание The Wall Street Journal, в связи с этим в Германии в последние годы растет популярность домашних сейфов: люди не хотят платить банкам, а предпочитают надежно прятать средства у себя дома. У лидера рынка Burg-Waechter продажи повысились на 25% за первое полугодие 2016 года. В полностью цифровой экономике это будет попросту невозможно: так как деньги нельзя будет обналичить, нужно будет платить кому-то за гарантию сохранности.
Украинцы тоже отказываются от наличных
Концепция проекта cashless economy от Нацбанка Украины доступна на его сайте. Согласно концепции, стимулировать уход от наличных будет их удорожание для населения (то есть внедрение комиссий за снятие денег и отказ от комиссий за зачисление), снижение граничной суммы расчета, развитие международных платежных систем, электронных денег, других небанковских платежных систем, а также развитие платежной инфраструктуры и повышение экономической грамотности населения.
Если говорить о конкретных инструментах, то в ближайшее время речь идет о законодательных изменениях, в том числе об имплементации директивы PSD 2, которая ранее была принята в Евросоюзе и теперь распространяется за его пределы, развитии платежей b2b, b2c, b2g, внедрении удаленной идентификации (то есть открытия счетов посредством удаленных каналов).
По данным НБУ, за первые девять месяцев 2017 года количество предприятий, которые стали принимать к оплате платежные карты, выросло на 13,1% или 19 112 в количественном выражении и достигло 165 тыс. единиц, а сеть платежных терминалов выросла на 10,2% и достигла 241,6 тыс. штук.
Как сообщается на сайте Нацбанка, по результатам третьего квартала 2017 года, часть безналичных расчетов в общем объеме операций с использованием платежных карточек в Украине увеличилась на 3,1% с начала года и составила 38,6%. Всего было произведено 2,22 млрд операций с использованием платежных карточек, эмитированных украинскими банками, на сумму 1458 млрд грн. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года эти показатели увеличились на 22,2% и 29% соответственно.
При этом наибольшие безналичные суммы украинцы тратят в интернете (39% всех операций по объему, согласно данным за третий квартал 2017), а чаще всего используют безналичный расчет в торговых сетях (52,4% соответственно). В топ-три банков по количеству эмитированных платежных карт и развитию платежной инфраструктуры вошли государственные ПриватБанк и Ощадбанк, а также «Райффайзен Банк Аваль».
По данным EMA (Украинская межбанковская ассоциация членов платежных систем), около 27% всех операций с картами приходится на p2p-переводы через интернет (попросту переводы средств между картами). К третьему кварталу 2017 года в Украине доля e-commerce выросла на 11% по сравнению с прошлым, когда показатель составлял 28%.
В целом эксперты отмечают несбалансированность рынка и говорят о спаде количества платежей в розничных сетях на протяжении пяти кварталов, а именно они в Европе были драйвером развития безналичных платежей. Интересно, что если в НБУ говорят, что на ритейл приходится более половины транзакций, то в EMA называют цифру 31,5% состоянием на третий квартал 2017 года.
Кроме того, в Украине, по данным экспертов, наблюдается дефицит платежных терминалов: на 60-85% меньше, чем в сравнимых по площади и количеству жителей европейских государствах.
NFC в массы
В Mastercard также отмечают рост количества безналичных платежей в Украине в 2017 году. Среди драйверов называют внедрение бесконтактной оплаты в общественном транспорте. «С момента запуска бесконтактных оплат с Mastercard в столичном метро почти 17 млн поездок были оплачены на турникетах с помощью банковской платежной карты, в том числе – гостями из 55 стран мира. В этом году возможность платить бесконтактной картой Mastercard появилась на 2-й – Троещинской – линии скоростного трамвая в Киеве (оплаты на 1-й линии – Борщаговской, как и на фуникулере, доступны с 2015 года) и в муниципальных автобусах в Мукачево», – отмечает Вера Платонова, генеральный директор Mastercard в Украине, Молдове, Грузии и странах Центральной Азии. Также, по словам Платоновой, большой потенциал для развития безналичной оплаты показывают платежные решения в сфере досуга, такие, как бесконтактные оплаты входа в киевский зоопарк, на фестивали (Alfa Jazz Fest) и в парки развлечений («Зимова Країна на ВДНГ»).
В 2017 году украинцы распробовали оплату с помощью NFC (технологии беспроводной передачи данных малого радиуса действия) в своих мобильных устройствах и пользуются ею все активнее. Причин на то несколько. Во-первых, появление мобильных кошельков у нескольких крупных банков страны, что стало возможным благодаря запуску платежными системами Mastercard (MDES) и VISA (VTS) в Украине собственных платформ для токенизации. Во-вторых, опять-таки распространение бесконтактной оплаты в общественном транспорте и на объектах сферы досуга. В-третьих, это запуск мобильного кошелька от Google – Android Pay (на днях Google объединила его с сервисом Google Wallet и переименовала в Google Pay). На данный момент c Android Pay работают ПриватБанк, Ощадбанк, Укрсиббанк, ПУМБ, и список будет пополняться, заверяют в пресс-службе Google. Число пользователей в Google не называют. Саму систему поддерживают уже сотни компаний по стране, в том числе сеть «Сільпо», деликатес-маркеты Le Silpo, гипермаркеты Fozzy, сеть магазинов «Фора», сеть магазинов связи ringoo, фармацевтические супермаркеты «Біла Ромашка», киевский метрополитен, сеть заведений быстрого питания McDonald’s, сети автозаправочных комплексов WOG и OKKO.
По мнению американской финансовой компании Rambus, токенизация (то есть шифрование платежной информации, которое, в частности, применяется при ТАС-платежах) и мобильные кошельки станут главным трендом грядущего года. И тут Украина не стоит в стороне: «В Украине за последние месяцы мы наблюдаем рост NFC-оплат на 100% ежемесячно. И мы видим огромный потенциал развития этого направления. Мировая статистика и экспертные прогнозы свидетельствуют о том же. За последний год количество транзакций с платформой токенизации Mastercard, на основе которой работают NFC-кошельки в десятках стран, включая Украину, выросло в мире более чем в сто раз», – говорит Вера Платонова.
Цифровые кошельки и онлайн-оплата
Также в Mastercard отмечают популярность в Украине собственной платформы цифровых кошельков Masterpass. В компании говорят, что наша страна входит в топ-три в Европе по количеству транзакций, на данный момент она интегрирована в онлайн-магазины более 2 тыс. торговых точек и онлайн-сервисов.
О положительной динамике в сегменте онлайн-платежей и переводов говорят и в Portmone. «По нашим оценкам, рынок платежей и переводов продолжает расти. Сейчас Portmone достиг уровня порядка 5 млн транзакций в месяц. Наибольшими темпами растут относительно новые категории: оплата услуг страховых компаний, покупки электронных билетов, покупки в интернет-магазинах», – говорит Сергей Хрулев, CMO компании. По его словам, остальные сегменты сервиса тоже растут – нет ни одной падающей категории. В числе самых популярных – пополнение мобильного телефона, перевод денег с карты на карту, оплата коммунальных услуг, оплата телефона/интернета/телевидения. И основной драйвер – это рост клиентской базы.