Частные блокчейны уже на полпути с лабораторий в реальный мир. По крайней мере, это совпадает со смелыми предсказаниями от некоторых ведущих технических экспертов Linux Foundation и проекта Hyperledger, которые были озвучены на второй день конференции разработчиков Construct 2017.
Хотя на сегодняшний день большинство частных блокчейнов остаются экспериментами (некоторые даже начинают выражать скептицизм по поводу того, будут ли частные блокчейны вообще созданы), вполне вероятно, что такое неопределенное положение дел может вскоре измениться.
Во время конференции, ключевые специалисты Hyperledger — те, кто представляют IBM, Intel, Digital Asset и R3CEV — рассказали аудитории последние новости, касающиеся всех тонкостей и их вклада в проект. Некоторые даже подсчитали, что проекты будут готовы к промышленному использованию – и очень скоро.
Шауль Кфир, технический директор компании Digital Asset, говорил о старте партнерства с крупными финансовыми фирмами, такими как ASX, DTCC и SIX.
«Они выбрали красную таблетку, таблетку понимания того, что происходит что-то действительно грандиозное» — сказал он.
Кфир также отметил, что технология развивается очень быстро Он сообщил участникам конференции:
«Мы продолжаем строить производственные решения так быстро, как только можем. Я считаю, что в ближайшие год-другой мы сможем своими глазами их увидеть.»
Другие спикеры согласились в том, что время для более широкого использования может наступить примерно через два года. Исследование и развитие этих проектов, как и внимание со стороны предприятий, идут семимильными шагами.
Тем не менее, некоторые события, в частности, заявление DTCC о том, что она стремится перенести $11 трлн оборота активов на распределенный реестр, может вызвать у участников конференции чувство срочности и необходимости немедленно подключиться к инновациям.
Заместитель директора компании R3 Клеменс Ван дал аналогичную оценку для открытого блокчейна Corda. Он рассказал присутствующим, что для Corda 2017 будет «годом взлета», а 2018 по прогнозам будет годом, когда на распределенный реестр перейдут все члены консорциума R3.
Кристофер Феррис, технический директор по открытым технологиям IBM, не огласил свои долгосрочные прогнозы, но сказал, что Fabric 1.0 по плану должен быть готов к марту этого года.
Грядущий запуск
Учитывая количество проектов, представленных на мероприятии, нет ничего странного в том, что разработчики выразили заинтересованность в тестировании приложений на более чем одной платформе. Это то чувство, которое продвигает атмосферу сотрудничества, по мнению участников. По словам менеджера по интеграции SWIFT Виктора Николенко, эта кооперативная среда также имеет огромное значение.
«Приятно видеть, что все присутствующие, в большей или меньшей степени, двигаются в одном направлении, и делают это не в одиночку».
Николенко, работающий над интеграцией Fabric, выделил еще одну проблему: многие компании связаны соглашениями о неразглашении, которые в большинстве случаев мешают свободному обмену информацией между сторонами.
«Было бы здорово иметь открытые отношения, которые позволили бы сотрудничать и находить новые решения, которые становились бы стандартами, в противном случае – мы все будем разделены» — объяснил он.
Николенко, как представитель проекта Hyperledger, хочет увидеть реестр с открытым исходным кодом, на котором компании смогут строить собственные приложения, используя интернет в качестве модели.
«Для этого нам необходим протокол HTTP и интернет. Это то же самое. Нам нужен способ коммуникации между всеми реестрами и всех распределенными системами», — заявил он.
Публичный и частный блокчейн
На фоне обсуждений возникла еще одна тенденция: идея, что предприятия могли бы извлечь выгоду как из частных, так и из публичных блокчейнов. Презентация основателя ConsenSys, Джозефа Любина, была сосредоточена на корпоративных решениях на базе Эфириума.
Во время выступления он сказал: «Я убежден, что каждая компания, которая создает блокчейн, будет использовать и публичный блокчейн.
Интернету тоже понадобилось около 10 лет, чтобы стать таким популярным. Сначала это был интранет. Для того, чтобы создать частные системы на блокчейне тоже понадобится около 5-6 лет».
Главный архитектор Intel Мик Боумен, который работает с Hyperledger над проектом Sawtooth Lake, заметил, что оба подхода имеют определенную роль.
«Мы начали работать над частным и открытым блокчейном, как над дихотомией» — отмечает он. «Но мы понимаем, что одной вещи для обоих приложений недостаточно. У нас очень разные ожидания от распределения полномочий».
Именно эта философия, по его словам, позволяет компаниям выбирать собственную базовую модель консенсуса, будь он основан на биткоине или нет. Тем не менее, другие на мероприятии утверждали, что многие участники Hyperledger заглядывают слишком далеко вперед.
Дэн Мидлтон из Intel сказал, что пока слишком рано думать о создании мостов между реестрами. Дальнейшие эксперименты с различными реализациями с открытым исходным кодом необходимы, по его мнению, чтобы найти прецеденты, в которых они могут быть использованы лучше всего.