Экономика совместного потребления в ближайшее время может здорово перекроить рынок услуг и отношение пользователей к идее владения чем-то, считают исследователи и основатели компаний из сегмента sharing economy.
У экономики совместного потребления три родителя – развитый интернет, в который включается все больше людей из разных слоев и стран (причем основное направление роста – развивающиеся страны и достаточно бедное население), экономические кризисы и бунт поколений против накопления ненужных объектов и владения ними. Термин родился в 2010 году в одном из выступлений на TED.
В основе экономики совместного потребления лежит идея, что большинством вещей, которыми владеет человек, он не пользуется постоянно, так почему бы не делиться? К таким вещам относится автомобиль (отсюда родом райдшеринговые сервисы вроде BlaBlaCar или Uber), жилье (AirBnB), вещи (OLX) и даже знания (подразумеваются сервисы репетиторства и оказания оказания услуг, но кажется, что это уже притянуто за уши).
PricewaterhouseCoopers прогнозирует к 2025 году доходы от сервисов совместного потребления на уровне $335 млрд. И это при том, что в нынешнем виде sharing economy – это P2P-история, включающая в себя услуги, которые пользователи предоставляют другим пользователям. И в бизнес-сегменте она практически не развита. Но надо полагать, что распространение услуг для совместного потребления компаниями – тоже не за горами. Из примеров подобных сервисов в бизнес-области можно вспомнить разве что «Подорожники» (теперь – часть BlaBlaCar), которые разрабатывали услугу райдшерига для одной из украинских корпораций.