Один из самых интересных фактов о биткойне состоит в том, что эта криптовалюта, лишь псевдоанонимна. И хотя для операций с биткойнами совершенно не нужно предоставлять персональные данные, такие как телефон или документ с фотографией, подтверждающий личность, все же все биткойн-транзакции открыты для общественности. Анализируя паттерны этих транзакций можно выявить настоящую личность пользователя биткойнов.
Биткойн представляет собой попытку создать цифровой заменитель старых добрых банкнот, но даже они в определенной степени являются псевдоанонимными. У каждой банкноты имеется уникальный серийный номер, отследив который, можно выйти на человека, обладающего этой купюрой, и таким образом рассеять его анонимность. Процесс по разоблачению носителей банкнот часто используется в делах о похищении людей. Когда в 1932 году был похищен сын Линдбергов, семья выплатила выкуп в размере $50 000 банкнотами с непоследовательными номерами. И чтобы выявить похитителей, список номеров купюр опубликовали в издании New York Times и распространили в отделениях всех банков штата Нью-Йорк. Нашедший банкноту с номером из списка должен был немедленно сообщить об этом правоохранительным органам, чтобы те смогли выйти на злоумышленников.
Похитители предпочитают получать выкуп купюрами с непоследовательными номерами. Об этом заявлял и похитивший ребенка Линдбергов в одной из своих записок: «Купюры не должны быть меченными и должны иметь непоследовательные номера». Когда серийные номера купюр, отданных преступнику, последовательные, то кассиру довольно легко сопоставить номера получаемых банкнот с имеющимся у него списком последовательных номеров. Но если список состоит из случайных серийных номеров, то для человеческого глаза будет весьма затруднительно с ним сверяться: в этом легко убедиться, взглянув на приведенный выше перечень номеров купюр. Вполне вероятно, что из-за непоследовательности серийных номеров поначалу было найдено всего несколько банкнот из тех, что послужили выкупом для похитителя ребенка Линдбергов.
Но раскрытию личности похитителя помогло решение тогдашнего президента США, Франклина Рузвельта, в 1933 году отказаться на время от золотого стандарта в монетарной политике. По чистой случайности власти, оказывающие помощь семье Линдбергов, решили в 1932 году выплатить выкуп в долларовых золотых сертификатах, ценных бумагах, выпускавшихся Министерством финансов США и подлежавших обмену на определенное количество золота. В то время золотые сертификаты ходили наравне с разношерстными государственными и негосударственными банкнотами, такими как банкнотами Федеральной резервной системы, банкнотами Федерального резервного банка, серебряными сертификатами и банкнотами Национального банка.
В рамках процесса отказа от золотого стандарта Рузвельт издал Указ № 6102, обязующий американцев обменивать свое золото, золотые монеты и золотые сертификаты на банкноты Федерального резерва. В 1933 году похититель ребенка Линдбергов, обменял лишь несколько золотых сертификатов, очевидно опасаясь, что обмен всех $50 000 за раз привлечет много внимания.
После выхода упомянутого указа хранение и накопление золота стали противозаконными. Поэтому, когда в сентябре 1934 года похититель расплатился за бензин десятидолларовым золотым сертификатом, оператор заправочной станции, опасаясь, что не сможет сдать этот сертификат в банк, записал номер автомобиля клиента. Спустя несколько дней менеджер заправочной станции успешно сдал упомянутый золотой сертификат в банк, где его быстро сверили с черным списком (благо, к тому времени количество золотых сертификатов в обращении значительно уменьшилось) и, в итоге, полиция вышла на похитителя – Бруно Ричарда Гауптмана.
Как видно, для того чтобы идентифицировать личность при помощи серийных номеров купюр, необходимо сотрудничать с частными банками и, конечно же, не помешает удача. В поимке похитителя ребенка Линдбергов совершенно случайно помогла смена стандартов монетарной системы США. Но и сами центробанки могут быть более агрессивными в вопросе мониторинга серийных номеров банкнот. Например, еще в 1973 году Нидерландский банк (центральный банк Нидерландов), создал первую базу данных, которая отображала в реальном времени все банкноты, находящиеся в обращении. Каждый день поступающие в центробанк купюры проходили через центры обработки данных, где после считывания их серийных номеров они вносились в базу данных, как вышедшие из обращения. Когда же эти банкноты снова выплачивались банкам, то система обновляла данные и их статус на «находящиеся в обращении». По базе данных также можно было судить о пути какой-либо конкретной банкноты, включая географическое место выхода в обращение и длительность пребывания в нем. Такая система стала идеальной защитой от фальшивых купюр. Если в базе данных Нидерландского банка оказывались две банкноты с одинаковыми серийными номерами, то одна из них точно была поддельной.
На 2012 год Нидерландский банк оставался единственным центробанком, ежедневно регистрирующим банкноты. И хотя многие были «весьма заинтересованы» нидерландской системой регистрации купюр, все же ни один банк ничего подобного у себя не реализовал. Что является довольно абсурдной ситуацией: зачем тогда наносить серийные номера на банкноты – для украшения?
Поэтому Голландия является лучшей страной, чтобы быть похищенным. Зарегистрировав номера банкнот, которыми выплачивается выкуп, для поимки похитителей можно использовать систему учета купюр Нидерландского банка. Например, в банке утверждают, что в 1987 году помогли выйти на похитителя Геррита Яна Хейна, наследника империи супермаркетов Альберта Хейна. Когда похититель расплатился за продукты банкнотой из выкупа, она вскоре попала в Нидерландский банк и прошла через систему регистрации, где власти стразу отследили ее путь обратно к коммерческому банку и к продуктовому магазину.
Самое интересное, что существует множество негосударственных онлайн-сервисов для трекинга банкнот, самый знаменитый из которых – Where’s George. Зайдя на сайт, пользователь может зарегистрировать долларовую банкноту, введя ее серийный номер. И, если кто-то впоследствии зарегистрирует эту же банкноту, то сайт выдаст «путь», проделанный банкнотой от места первой регистрации до второй. В общей сложности ресурс отслеживает около 226 млн купюр американских долларов. EuroBillTracker – аналог американского ресурса для трекинга евробанкнот, отслеживающий перемещение более 160 млн купюр.
Таким образом, наличные далеки от предоставления своему обладателю полной анонимности, учитывая что за кулисами всегда может стоять такая организация, как центральный банк Нидерландов, и записывать серийные номера банкнот, чтобы, если понадобиться, узнать настоящую личность держателя купюры. Более всеобъемлющее отслеживание серийных номеров может вообще уничтожить даже намек на анонимность наличных. Представьте такой себе мир Where’s George, где всякий раз получатель банкноты обязан вносить ее серийный номер в правительственный центральный реестр. Тогда мир наличных станет таким же псевдоанонимным, как и мир Биткойна, где можно будет безгранично использовать банкноты, но все цепочки наличных транзакций будут абсолютно открытыми.
Но можно пойти дальше и представить, что центральный банк ограничивает обращение банкнот высокого достоинства, скажем в 200 евро, только «легальными» каналами. Теперь, чтобы оказаться в «легальном» обращении каждая купюра, принимаемая центробанком, должна иметь полностью подтвержденную транзакционную историю. А это значит, что любой получатель банкноты 200 евро должен зарегистрировать ее серийный номер в центральном банке через специальное приложение, подтверждая тем или иным образом свою личность.
Если же обладатель купюры не регистрирует ее или не может подтвердить свою личность, такая банкнота выпадает из общей системы. Поскольку центробанк не будет принимать купюры с неполной цепочкой подтвержденных транзакций, то и коммерческие банки также будут отказываться от незарегистрированных банкнот. И ритейлеры последуют их примеру. Купюры, выпавшие из системы, будут ходить только на черном рынке, а стоимость их будет значительно ниже номинальной. Такая система верификации банкнот созвучна с мыслями Кеннета Рогоффа об отказе от купюр высокого достоинства, с той лишь разницей, что купюры номиналом €200 не изымаются полностью, а сохраняются в «очищенном» виде.
Благодаря своему отличительному знаку, серийному номеру, банкноты никогда не будут на сто процентов анонимными. И хотя сейчас серийные номера редко используются для трекинга банкнот, в будущем ситуация может измениться. Поборники конфиденциальности могут пользоваться монетами, не имеющими каких-либо маркеров, а поэтому являющимися идеально анонимным средством обмена. Но номинал монет очень низкий, а вес сравнительно большой, отчего носить большую сумму с собой весьма неудобно. Рекордсменами в этом плане являются Швейцария и Япония, имеющие в обращении монеты с самым высоким номиналом – пять франков и пятьсот йен, соответственно, но стоимость каждой не превышает пяти долларов.
Однако для фанатов криптовалют есть и хорошие новости. Сейчас запускается Zcash, криптовалютная платформа, которая в отличие от сети Биткойн скрывает детали транзакций. А это уже настоящая анонимность.