Недавно, когда я оплачивал бензин на одной из заправочных станций, кассир выронил мою кредитную карту. И наклоняясь за ней, он на мгновение скрылся из виду за стойкой. Поскольку операции с кредитками сейчас являются довольно рутинным делом, такое отклонение от привычной последовательности действий вызвало у меня подозрения. А вдруг, будучи вне поля моего зрения, кассир сделал что-то с моей картой, например, сфотографировал ее?
Оплата посредством дебетовых карт предусматривает передачу личных данных. Это сделано для верификации транзакции, но одновременно является и слабым местом всей процедуры, так как ценные личные данные можно украсть и позже использовать для атак на плательщика. Вот почему так важен анонимный канал платежей – он защитит покупателей от посягательств других сторон, вовлеченных в транзакцию. В следующий раз я протянул кассиру несколько двадцатидолларовых купюр и купил и бензин, и душевное спокойствие.
Подобно денежным банкнотам, Биткойн является (почти) анонимным каналом платежей. Но на ближайшей заправке не принимают биткойны, да и я не смог бы купить полный бак, так как храню в этой волатильной кибервалюте не более нескольких долларов. В анонимной цифровой валюте нет никаких внутренних факторов, которые бы приводили к ее волатильности. Так, eCash, впервые предложенная Дэвидом Чаумом в 90-х, была электронной платежной системой, гарантирующей, в отличие от Биткойна, и стабильность, и анонимность.
Процесс работы системы eCash был довольно простым. На определенную сумму в долларах клиент создавал цифровые монеты с индивидуальными серийными номерами. Затем банк выписывал эти монеты и списывал со счета клиента соответствующее монетам количество средств. Благодаря изобретенной Чаумом слепой подписи банк не мог видеть серийные номера выписываемых цифровых монет и поэтому не мог сопоставить монеты с определенным человеком. Эта слепая подпись и обеспечивала анонимность пользователей.
Кроме анонимности цифровым валютам досаждает и двойное расходование. Поскольку цифровые монеты можно копировать до бесконечности, нужен механизм, который бы не позволил какому-нибудь мошеннику скупить весь мир. Чауму удалось решить и эту проблему путем введения в банке базы данных уже потраченных монет. Когда клиент совершал покупку, продавец звонил в банк и сообщал ему серийные номера монет покупателя. Банк сверял номера с базой данных для гарантии того, что эти монеты еще никем не тратились. И если это подтверждалось, то давалось разрешение на продолжение транзакции. После совершение сделки банк выкупал монеты у самого продавца.
Однако Сатоши Накамото не разделяет энтузиазма по поводу eCash. В своих блогах создатель сети Биткойн неоднократно указывал на существующие прорехи системы Чаума:
«Проблема состоит в том, что судьба всей монетарной системы полностью зависит от одной компании, выписывающей электронные монеты. Поэтому любая транзакция должна проходить через нее, в точности как и с банками… Многие критически относятся к электронным деньгам eCash, как и к другим начинаниям, потерпевшим неудачу в 90-х. И, на мой взгляд, совершенно очевидно, что именно централизованный характер обрек все те стартапы на бесславную смерть. Сейчас впервые в истории мы создаем децентрализованную, не основанную на доверии систему».
Поэтому Накамото разработал Биткойн так, чтобы эта система не имела элементов централизованного контроля. В его сети нет третьей стороны с базой данных серийных номеров. Вместо этого, задание по подтверждению транзакций передано на распределенную сеть анонимных майнеров и узлов. Так же здесь нет центрального института, выпускающего и обменивающего электронные монеты, а объем денежной массы запрограммирован протоколом Биткойн наперед.
Пожертвовав централизованным контролем, Накамото обрек биткойн на постоянную волатильность. В отличие от системы eCash, стабильность которой поддерживается благодаря тому, что выдающий электронные монеты банк привязывает их стоимость к доллару по курсу 1:1, покупательская способность биткойна полностью зависит от капризов рынка. Если спрос неожиданно увеличивается, то биткойн может легко удвоиться в цене. Если – падает, то биткойн может обесцениться до нуля.
Отсутствие центрального эмитента в сети Биткойн также породило еще один побочный эффект. Поскольку биткойн не привязан к доллару, то цены товаров и услуг всегда будут указываться в долларах с постоянно меняющимся эквивалентом в биткойнах. Другими словами, следует привыкнуть к тому, что биткойн не может полноценно служить одновременно и расчетной денежной единицей, и средством обмена.
А вот в системе eCash ситуация несколько иная. Благодаря прямой привязке к доллару электронные монеты могут одновременно служить расчетной единицей и средством обмена, реализуя обе функции денег. Все пользователи монет eCash могут быть уверенны, что обладают той расчетной единицей, которая используется субъектами экономической деятельности для определения цен. А это дает высокий уровень уверенности. Обычно ритейлеры устанавливают постоянные цены на продукцию и услуги на дни или даже месяцы. Поэтому, если сегодня морковь стоит 2 доллара, то для пользователей eCash ее цена будет оставаться той же и через неделю. Такое постоянство значительно упрощает планирование жизни. Но обладатели биткойнов не могут позволить себе такой роскоши. Для них сегодня морковь может обойтись в 0,005 биктойна, а на следующей неделе – в 0,01.
И вот перед нами два монетарных продукта, каждый из которых дает пользователю определенный уровень анонимности, требуя взамен разные уступки. Биткойн отказывает в стабильности и удобном сочетании функций единицы расчета и средства обмена. eCash Чаума лишена таких недостатков, но имеет централизованный контроль, который делает всю систему потенциально уязвимой для атак. Вам выбирать, чем травиться. Моя интуиция подсказывает, что в долгосрочной перспективе общественности придется по вкусу определенный уровень централизации в обмен на стабильный анонимный продукт, сочетающий в себе функции расчетной денежной единицы и средства обмена. Но я могу ошибаться.