Решил оформить свои идеи по экономическому реформированию села в виде презентации. Презентация будет использована для донесения данной идеи руководителям органов местного самоуправления, которые будут готовы ее воспринять (или для семинара, в будущем).
Хочу расписать все шаги, От подготовки до внедрения, включая маркетинговые инструменты для продвижения идеи в сельской среде. Хочу попробовать на каком-то населенном пункте во главе с человеком, который не боится изменений.
Пока только первый слайд. На українську перекладу пізніше.
Ми всі впевнені, що підримка відчизняного виробника — це добре, це правильно. Але чому це правильно? І хто для мене вітчизняний виробник?
Над этими вопросами я не особо задумывался. Ведь ответы на них, вроде бы очевидны — Покупая отечественные товары мы стимулируем отечественную экономику, создаем рабочие места и все такие… И если отбросить патриотические побуждения, которые зачастую далеко не на первом месте, то выгода от поддержки «национального» становится не так очевидна. Ведь и сервис, и качество которое предлагает нам отечественный производитель, сильно отличается того, что может предложить иностранный товар. Так чем же покупка товаров местного производства выгодна ЛИЧНО ДЛЯ МЕНЯ?
Ответ на этот вопрос мы получим, если обратимся к понятию «локальная экономика».
«Свій до свого по своє»
Глобализация, укрупнение и специализация разрушают нашу культуру, образ жизни и лишают ресурсов, несправедливо перераспределяя их в пользу более физически или экономически сильного субъекта. Но главное зло которое они несут — это разрушение экономических отношений, которые служат основной любого сообщества.
Для жителя некоего сообщества (например, села) отечественный производитель — это не «Злагода» и не «Наша ряба». Это сосед, который живет через забор.Покупая у соседей клубнику, молоко, мясо и яйца (как это делаю я) мы делаем не просто доброе дело. Мы улучшаем (восстанавливаем или создаем) наши отношения, способствуем росту его благосостояния увеличения его оборота, а также сокращаем издержки (что положительно сказывается на цене). А главное — повышаем его покупательную способность. Которую он может в свою очередь реализовать как? Покупая товары и услуги местного производства, в том числе — У МЕНЯ. А как же сделать, чтобы эта покупательная способность не реализовывалась за пределами сообщества (т.е. «за рубежом) и не работала таким образом на рост чужого благосостояния? Очень просто — продавать друг другу за локальную валюту. Это классическая реализация принципа «свій до свого по своє», который, как мы видим, имеет не столько патриотический (т.е. малоочевидный), сколько экономический, всем понятный контекст.
Как выглядят наши современные сообщества, основанные на существующей модели взаимоотношений?
Есть село, но нет громады
Возможностей заработка на селе не так уж и много. Копать-не копать, строить, ремонтировать, выращивать собственную продукцию, которую потом по сезону продать на рынке или перекупщику. Давайте прикинем, сколько в традиционной модели торговых отношений узких мест (я не фантазирую, многое из этого я испытал на собственном опыте, так как занимался одно время и животноводством, и выращиванием овощей и зерновых культур):
- негде хранить (приходится отдать перекупам за бесценок или товар пропадает);
- нет рынка поблизости (оптового или розничного, куда можно было бы доставить с приемлемыми транспортными расходами);
- нет цены (сезонные колебания, когда цена падает ниже себестоимости);
- нет платежеспособного спроса (банально нет денег — не выдали зарплату, не рассчитались за товар, долги);
- нет оборудования (возможностей вторичной переработки продукции — консервации, сушения, производство готовых изделий);
- проблема коммуникации, которая приводит к росту цены (фактически выращенный в одном и том же месте товар, людям из одного села приходится покупать по завышенной цене, в которую вложены транспортные расходы и прибыль посредников по причине отсутствия у них информации об ассортименте и объемах локально производимой продукции и торговых отношений друг с другом.
Особым преимуществом в этом ключе кажется сотрудничество с крупной торговой сетью, такой как АТБ: крупные оптовые закупки, долгосрочные контракты. Но это ложное мнение. АТБ контролирует доступ к конечному потребителю и работает с вами только до того момента, пока не найдет более выгодного поставщика. Или не заменит вашу линейку продукции своей. Что сейчас и происходит со многими позициями, которые уже продаются в сети под торговой маркой «Своя линия», по более низкой цене, по причине, что АТБ контролирует всю производственную цепочку, от производства до розницы.
Кажущееся удобство подобной модели ошибочно — многие факторы находятся вне контроля большинства участников, которые вынуждены по навязанным правилам. Чтобы победить, нужно ломать шаблоны и устанавливать свои правила.
Нет почвы для партнерства и обмена информацией, растет конкуренция и разобщенность, борьба за ресурсы и доступ к общественной собственности.
Кто мне сосед в этих отношениях? Пустое место, раздражитель или помеха. Какие у нас могут быть отношения? Нейтральные или негативные. Атомизация общества, отсутствие интереса к общественной жизни и взаимовыручке — вот что сегодня представляют наши села, районы, города. «Моя хата с краю» — лучшая характеристика этого состояния. Нет единой цели, нет мотива быть сообществом. А самый мощный мотив — это всегда экономический.
Вячеслав Горобец
Продолжение следует