Ошибка 1. «Я все сделаю сам – с друзьями – сын поможет»
«Я сто лет знаю, как торговать». «Внук подруги моей бабушки сделает сайт». «У меня будет свой самый лучший движок». «Сам придумаю дизайн». Каждый день появляются (и быстро-быстро исчезают) сотни онлайн-магазинов – отмеченных подобными попытками сэкономить на найме специалистов, неумением делиться полномочиями.
Не редкость встретить даже открытое нежелание узнавать, какие специальности сейчас создают и развивают разные стороны интернет-торговли. И нежелание найти, «нагуглить» советы экспертов этих профессий – хотя масса таких советов выложена на совершенно бесплатных легкодоступных сайтах, таких как Evo.business.
- ОСОБЕННО БОЛЕЗНЬ НЕДОВЕРИЯ К ИНТЕРНЕТ-ПРОФЕССИОНАЛАМ ПОРАЖАЕТ ТЕХ, КТО МНОГО ЛЕТ УСПЕШНО РАБОТАЛ В КАЧЕСТВЕ ТОРГОВЦА В ОФФЛАЙНЕ – И/ИЛИ ОТКРЫВАЕТ ПРОДАЮЩИЙ САЙТ В ДОПОЛНЕНИЕ К РЕАЛЬНОМУ МАГАЗИНУ, ИЗВЕСТНОМУ В СВОЕЙ СФЕРЕ И МЕСТНОСТИ •
А результат плачевен: такие онлайн- магазины или получают слишком мало посетителей, или отличаются крайним для них неудобством – и не становятся успешной точкой продаж.
Как надо: Подробно изучите на просветительских сайтах об электронной коммерции – какие полезные действия могут совершить профессионалы сайтостроительства и интернет-маркетинга. Найдите их и узнайте актуальные цены. Выделите оптимальное для вас соотношение затрат и реализованных задач, оплатите выбранные таким образом пакет услуг. И затем контролируйте реализацию ваших задач профессионалами.
Чтобы не искать разных специалистов в разных местах, проще всего будет обратиться на торговые онлайн-платформы, такие как Prom.ua, Tiu.ru, Deal.by, Satu.kz:
- В ИХ КОЛЛЕКТИВАХ УЖЕ СОБРАНЫ ВМЕСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ СРАЗУ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ, ВАЖНЫХ ДЛЯ УСПЕШНОГО РАЗВОРАЧИВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ •
Ошибка 2. «Главное – это количество и разнообразие товаров, а не качество их подачи»
Очень многие новички электронной коммерции выставляют на сайт гигантские по объему прайсы – физически не успевая выложить для каждой позиции хотя бы копипаст фотографий, характеристик, описания товара (не говоря уже о создании уникального, собственного контента о товаре).
Им кажется, что если название позиции выложено на сайт и отслеживается поисковиком – к ним придет масса покупателей такого товара. Возможно, люди на сайт и придут – вот только конверсия этих посещений в покупки будет практически нулевой. Покупать «кота в мешке», товар даже без фото – современному горожанину неприятно, тревожно, психологически малореально, даже если у вас цены вдвое ниже рыночных.
- ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОВ ТАК МНОГО, ЧТО ЛЮБОЙ ПОКУПАТЕЛЬ БЕЗ ТРУДА НАЙДЕТ КОНКУРЕНТА С АНАЛОГИЧНЫМ ТОВАРОМ – ХОТЬ И ДОРОЖЕ, НО С ФОТОГРАФИЕЙ, ХАРАКТЕРИСТИКАМИ И ОПИСАНИЯМ; И ПРЕДПОЧТЕТ ПЕРЕПЛАТИТЬ ЗА ЭТУ ЯСНОСТЬ •
Кроме того, чем меньше описаний и характеристик – тем труднее вам внедрить на сайте магазина фильтры и тем сложнее «разветвить» дерево товарных категорий, классифицировать товары.
Наконец, именно описания и характеристики приводят в онлайн-магазины огромную массу покупателей – вводящих в поиск длинные описательные словосочетания («стиралка узкая 35 см с сушкой серебристая с сенсорным табло»), а не точные наименования торговых марок и моделей товаров.
Как надо: Медленно и уверенно заполнять подстраницы для каждой товарной позиции – с большими фото, максимально многочисленными категориями характеристик, ссылками на инструкции к товару (а в идеале – с уникальными собственными фотографиями, описаниями, видеоподкастами). С функционалом отзывов именно о данном товаре – и ваших доброжелательных комментариев к этим отзывам. С многокатегорийными фильтрами на сайте и многоступенчатыми меню, позволяющими выбрать серии похожих товаров (а в идеале – и с функционалом для сравнения характеристик нескольких схожих товаров).
- И ЕЩЕ: В ИНТЕРНЕТЕ ПРИБЫЛЬНЕЕ БЫТЬОЧЕНЬ УЗКИМ ПО АССОРТИМЕНТУ, НО ЗАТО НА ЛЮБОЙ ПОДСТРАНИЦЕ ОЧЕНЬ ПОЛНОЦЕННЫМ ПРОДАЮЩИМ САЙТОМ – НЕЖЕЛИ ВЫСТАВЛЯТЬ НА ПРОДАЖУ ВСЕ ПОДРЯД, НО ПРИ ЭТОМ ИМЕТЬ САЙТ, НАПОМИНАЮЩИЙ КОНТЕЙНЕР С СЕКОНД-ХЕНДОМ С ЦЕНАМИ ЗА КИЛОГРАММ. •
Ошибка 3. «Сделаю самые низкие цены – в ущерб прочему сервису»
Частая история: у онлайн-магазина цены на товар стоимостью 50-200 гривен меньше на 20-40 гривен, чем у конкурентов – однако доставка стоит 50 гривен и не имеет адекватного порога, после которого она бесплатна. Или упаковка товара для отправки «Новой Почтой» оплачивается дополнительно. А в то же время у всех конкурентов, хоть и товар дороже – но доставка стоит 30-35 гривен и бесплатна при заказе от 400-500 гривен. А отправка «Новой Почтой» отдельно от цен последней не тарифицируется.
- У КОГО БОЛЬШЕ ПОКУПАЮТ? ВЫ УДИВИТЕСЬ – НО ВСЕГДА У ТЕХ, У КОГО ДОСТАВКА ДЕШЕВЛЕ ИЛИ БЕСПЛАТНА •
И у тех, у кого налажены разные варианты оплаты и доставки И у тех, у кого есть гарантия на товар – и у кого без лишних вопросов принимается возврат любой покупки в течение 14 дней. А вот все, у кого покупать хоть чуть-чуть не удобно – в интернете ничего не продадут.
То же касается и «экономии» на бонусах-скидках на следующую покупку и других программах лояльности, на email-рассылках об акциях и новых поступлениях.
- ЭКОНОМИТЬ НА МЕХАНИЗМАХ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СВОЕГО ПОКУПАТЕЛЯ К ПОВТОРНЫМ ПОКУПКАМ У ВАС – ЭТО ФАКТИЧЕСКИ ТЕРЯТЬ «ДЕНЬГИ, ЛЕЖАЩИЕ ПРЯМО ПОД НОГАМИ», НЕ ИМЕТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВИДЕНИЯ БУДУЩЕГО •
Как надо: Продают больше всего те, кто не экономит на общении с клиентом, на удобных функциях сайта – даже если это отразилось на всех товарах соответственной наценкой.
Ошибка 4. «Кроме товаров, онлайн-магазину ничего не нужно»
«Условия доставки и оплаты на сайте писать не будем, все скажем по телефону». «Достаточно покупателям и одного номера телефона». «Зачем мобильная версия сайта – можно и так его на смартфоне увидеть». «Просмотрю заказы с сайта вечерком, а наутро всем поперезваниваю». «Мы не брали трубку? ну так что нам и выйти нельзя? да какой еще определитель номера и сallback?».
А вот еще одна распространенная серия возгласов. «Отзывы не нужны, с ними одни проблемы». «Отзывы оставлю только положительные, а все отрицательные удалю». «Мои менеджеры не обязаны знать все нюансы продаваемого товара и консультировать всех о нем». «Каждый, кто хочет у нас купить, должен будет зарегистрироваться, заполнив о себе 20 обязательных полей и пройдя сложнейшую капчу для защиты от ботов». И наконец, «чтоб я еще тратил время на публикацию статей, блогов о выборе товара?».
- ВСЕ ЭТО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ НАЗЫВАЕТСЯ ПРОСТО: БЕЗДАРНЫЙ КЛИЕНТ-СЕРВИС •
Плюс невнимание к внетоварному контенту. И все это – верный путь к отсутствию покупателей и продаж.
Без всяких исследований можете быть уверенным, что 100% покупателей, не получивших в течение двух часов звонка менеджера после заказа на сайте, уже обижены и возмущены – хотя бы потому что у многих иных магазинов звонки следуют через 15 минут после заказа. Отсутствие перезвона вплоть до конца дня автоматически приводит к заказу того же товара в другом, конкурентом магазине. А интернет-магазин, в котором днем не берут трубку, покупателю кажется уже ликвидированным – что опять-таки вынуждает его заказывать тот же товар у других продавцов, реагирующих быстрее
- СЛАБАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ МОЖЕТ СОРВАТЬ НАМЕТИВШУЮСЯ ПОКУПКУ ИЛИ ПОМЕШАЕТ ВОЗВРАЩЕНИЮ К ВАМ ЗА НОВЫМИ ПОКУПКАМИ ПОКУПАТЕЛЯ. •
Стирание адекватных, но негативных отзывов – это потеря вами авторов этих отзывов как будущих покупателей. Ваши грубые ответы на отзывы, словно ветром, «сдуют» всех потенциальных покупателей с сайта. Наконец, со смартфонов уже в 2016 году совершается 21,5% онлайн-покупок, с планшетов – еще 5% покупок; средний чек этих покупок выше, чем с десктопа. И эти процентные числа быстро растут, что говорит об огромной важности разработки мобильных версий онлайн-магазинов.
Как надо: Серьезнейшим образом изучите современную отрасль клиент-сервиса интернет-магазина, а также идеи полезного нетоварного контента – и внедрите как можно больше функций этой отрасли. Соблюдайте разработанные в этой сфере правила, исповедуйте клиентоориентированную философию бизнеса. Консультируйтесь обо всем этом со специалистами торговых онлайн-площадок.
Ошибка 5. «Маркетинг нужен один раз, чтобы прорекламироваться и раскрутиться»
«Куплю много ссылок сразу». «Всю оптимизацию сделаю сам» – или, наоборот, «Заплачу много денег SEO-шнику, чтобы он мне все-все сделал с сайтом «под ключ». «Контекстная и медиа-реклама – очень дорого». «СиПиЭй? это даже звучит слишком сложно» «Зачем мне копаться в аналитике сайта, что мне дадут эти тонны цифр?»
Тут долго объяснять не приходится – плохо оптимизированный, плохо разрекламированный, плохо изучивший свою целевую аудиторию и плохо с ней работающий онлайн-магазин не посещается и не продает.
- А НЕРАЗВИВАЮЩИЙСЯ МАГАЗИН, НЕ ОТСЛЕЖИВАЮЩИЙ ТЕНДЕНЦИИ – БЫСТРО ТЕРЯЕТ ПОНИМАНИЕ РЫНКА И УСТУПАЕТ КОНКУРЕНТАМ, ПРИСТАЛЬНО СЛЕДЯЩИМ ЗА ТРЕНДАМИ. •
Как надо. Обратитесь к профессиональным интернет-маркетологам – но не перекладывайте на них все ожидания, а сами внимательно и детально изучайте современный интернет-маркетинг во всем его многообразии. И затем активно внедряйте самые разные механизмы совместно с маркетологами – оперативно отслеживая и анализируя результаты, быстро отменяя неудачные решения и заменяя их на другие.
- ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ – СРАЗУ И МОЗГ, И СЕРДЦЕ ОНЛАЙН-ТОРГОВЛИ: БЕЗ ПОСТОЯННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭТОМ НАПРАВЛЕНИИ ОСТАЛЬНОЕ «ТЕЛО» ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА БУДЕТ НЕЖИЗНЕСПОСОБНЫМ •