Не спешите радоваться сразу после того, как инвесторы решили вложить деньги в ваш стартап. Ведь главное для предпринимателя – не получить необходимую сумму, а правильно ее использовать.

Эксперты CB Insights изучили историю около ста перспективных проектов в период с 2010 по 2013 год и обнаружили, что стартап после получения денег от инвесторов в среднем существует в течение 20 месяцев. После этого у компаний заканчиваются средства, поскольку они не успевают стать прибыльными или хотя бы выйти в ноль. Часто начинающие бизнесмены заканчивают свои проекты полным фиаско из-за дефицита менеджерских навыков и неумения составить качественный бизнес-план. Hyser расскажет, какие ошибки постоянно повторяют бизнесмены, получающие внешнее финансирование.

1. Слишком большое количество сотрудников

По статистике CB Insights, нерациональные решения в процессе рекрутинга обрекают на провал 23% стартапов. В 2011 году проект Zirtual запустил на рынке сервис виртуального помощника. Персонального удаленного ассистента можно было заказать за 398 долларов в месяц. На протяжении четырех месяцев проект получил финансирование в размере 5,46 млн долларов. Самыми крупными инвесторами стали Тони Шей и Джейсон Калаканис, а также фонды VegasTechFund и Mayfield Fund.

Когда основательница и CEO стартапа Марен Кейт Донован получила деньги, она перестала обращаться к услугам фрилансеров и сформировала команду постоянных сотрудников, в которую вошли более 400 человек. Вскоре оказалось, что доходы проекта не позволяют держать раздутый штат.

Донован хотела привлечь больше средств, но ее попытки завершились крахом. В прошлом году команда сотрудников была распущена, а стартап – продан компании Fundable.

«Мы не бросали деньги на ветер. Для стартапа с таким большим штатом мы вели себя довольно экономно. В течение трех лет проект привлек 5 млн долларов, но когда мы создали постоянный штат сотрудников, затраты существенно увеличились.  В результате Zirtual скатился в пропасть», – рассказала о причинах фиаско Марен Кейт Донован.

2. Швыряние деньгами

После привлечения инвестиций некоторые бизнесмены начинают заниматься повышением своего статуса – перебираются в роскошный офис, покупают новую технику, нанимают дорогостоящих специалистов. Подобному соблазну поддался стартап Displair, который придумал интерактивный дисплей без экрана. Прибор, созданный командой предпринимателей, давал возможность спроецировать картинку на аэрозольную смесь, напоминающую туман. Сам экран был создан из мелких капель воды, по задумке он работал от прикосновений, то есть был сенсорным. В 2012 году проект получил почти 5 млн долларов от инвесторов. Больше всего средств выделил фонд Leta Capital.

Проект обзавелся офисами в нескольких крупных городах, открыл отдел снабжения, который отвечал за обеспечение команды едой и необходимыми для работы вещами. Компания предлагала зарплаты, которые намного превышали среднестатистические предложения на рынке. Например, SMM-специалистам платили около 5 000 долларов.

Через два года проект растратил все средства, а гаджет Displair так и остался в статусе перспективной разработки. В массовую продажу от так и не поступил. Основатель проекта Максим Каманин не смог привлечь новых инвесторов и был вынужден закрыть стартап.

«В моем списке вещей, на которые не стоит транжирить средства, находятся роскошные офисы, слишком высокая заработная плата создателям проекта, ненужная реклама на телевидении. Инвестиции нужно направлять на усовершенствование продукта и рациональное привлечение клиентов», – делится мыслями бизнесмен Филипп Ильин-Адаев.

 3. Спешка в процессе масштабирования

Business Concept

Часто проекты рушатся из-за того, что их основатели желают как можно быстрее масштабировать бизнес. В подобной ситуации оказалась компания Pop-Up Pantry из США. Проект появился в 2012 году и предложил службу доставки еды. Особенность стартапа заключалась в том, что меню для каждого человека формировалась случайно с учетом его индивидуальных вкусов. В первый год существования бизнес привлек 1,7 млн долларов инвестиций от ряда фондов. Одним из основных инвесторов выступил GRP Partners (сегодня фонд называется Upfront Ventures).

Проект развивался очень быстро: через год у него было 13 тыс. активных клиентов, а сам стартап начал сотрудничество с известным кулинарным шоу «MasterChef». Неудача постигла компанию после того, как она надумала распространить свою деятельность на еще один мегаполис. Доставка заказов из офиса в Лос-Анджелесе в Нью-Йорк стоила компании 45 долларов. В то же время минимальная стоимость заказа могла составлять 35 долларов. Расходы на перевозку сделали компанию банкротом.

4. Нежелание вкладывать деньги в маркетинг

Промоция продукта – существенная статья расходов для любого проекта. Когда на рынке присутствуют мощные компании, создавшие популярный бренд, очень важно заложить средства на качественную рекламную кампанию. В 2010 году проект Argyle Social презентовал свой набор инструментов для SMM. Стартап смог получить 1,57 млн долларов. Главным инвестором стал фонд Madison River Ventures.

Привлеченные средства основатель проекта Адам Ковати направил на усовершенствование продукта и рабочие расходы. Но когда дело дошло до продаж, то оказалось, что без мощной рекламы компания не может переманить клиентов известных конкурентов наподобие Adobe, Radian6 и Hootsuite. Однако у проекта не осталось денег на маркетинговую кампанию. Из-за низкого уровня продаж компания стала банкротом.

5. Непонимание характеристик продукта

Порой на создание и продвижение продукта необходимо больше усилий, времени и средств, чем изначально полагал основатель проекта. К примеру компания Torquing Group планировала выйти на рынок с инновационным дроном Zano. На краудфандинговой площадке Kickstarter стартап привлек более 3,5 млн долларов. Компания собиралась за 250 долларов создать и отправить всем инвесторам маленького дрона, который помещался в руке и мог вести фото- и видеосъемку.

За проектом внимательно следило множество поклонников. Технология, служившая для создания дрона, получила признание на международной выставке CES. На момент завершения сбора средств компания получила 12 тыс. предзаказов. Команда проекта заверила, что доставит заказанных дронов к лету 2015 года, но не смогла сдержать свое обещание. В ходе создания дронов выяснилось, что их нельзя наделить анонсированными характеристиками. Чтобы воплотить в жизнь заявленные функциональные возможности, необходимо несколько лет тяжелой работы.

Дебютная партия дронов вызвала глубокое разочарование покупателей – невооруженным глазом было видно дефекты продукта, который не мог выполнить большую часть из обещанных заданий. Основатель стартапа был вынужден уйти из проекта. Вскоре компания анонсировала прекращение своей деятельности.

Учитесь на чужих ошибках, и пусть Вам всегда сопутствует удача!

Добавить комментарий