Все больше пользователей приобретают товары в интернет-магазинах и на интернет-аукционах, получают через сеть электронные продукты, пользуются услугами и оплачивают их через Интернет.
В широком смысле под электронной торговлей (коммерцией) понимают продажу материальных и нематериальных, таких как информация, товаров и услуг электронным образом. Система электронной коммерции включает в себя не только операции купли-продажи, но и возможность сопровождения процессов формирования спроса на продукцию и услуги, автоматизацию административных функций, связанных с продажами и обработкой заказов, а также с совершенствованием обмена информацией между партнерами.
Сейчас электронная коммерция является мощным механизмом стимулирования развития предпринимательства и расширением сбыта товаров и услуг, в том числе и на мировых рынках, в связи с чем в Украине назрела необходимость в принятии соответствующих законов, нормативных актов, разработке государственных программ, которые законодательно урегулируют эту область и позволят украинским компаниям стать полноправными участниками электронного рынка.
В отличие от ряда стран, где для электронной коммерции установлены специальные правила регулирования и налогообложения (США, Европейский союз), украинское законодательство не предусматривает в данном случае специальных норм. Исходя из этого интернет-торговля регламентируется теми же нормативными актами, что и другие виды торговли в Украине. Общие нормы, регулирующие торговлю в Украине, содержаться в Гражданском и Хозяйственном кодексах, а также в Законе «О защите прав потребителей».
В первую очередь, следует отметить, что преимущественно через интернет-магазин осуществляется продажа товаров и предоставление торговых услуг конечному потребителю. Поэтому такой вид деятельности в Украине относится к розничной торговле (ст. 698 Гражданского кодекса).
Кроме того, как правило, в рамках интернет-магазина договор составляется на расстоянии и/или покупатель делает предварительный заказ у продавца. К тому же торговля осуществляется вне торгового или офисного помещения, когда выбор товара и его заказ не совпадают во времени с передачей товара покупателю. Поэтому продажа через интернет-магазин включает в себя одновременно элементы дистанционной торговли и продажи товаров на заказ. Данный вид торговли в Украине регулируется Правилами продажи товаров по заказу и вне торговых или офисных помещений (утвержденными Приказом Министерства экономики № 103 от 19.04.2007 г.).
Также следует отметить, что в феврале 2011 г. был опубликован Проект закона «О внутренней торговле», который содержит нормы, определяющие основные принципы торговой деятельности в Украине. Данный Проект ужесточает требования при осуществлении дистанционной торговли в приделах Украины. Так, согласно п.2 ст.6 Проекта «для осуществления дистанционной торговли субъект торговой деятельности должен иметь офисное помещение, в котором осуществляется оформление документов по купле-продаже товаров». Это, в свою очередь, относится и к интернет-магазинам. Следует отметить, что проект закона «О внутренней торговле» вызвал сильный резонанс в Украине. Отдельные положения этого проекта практически дублируют аналогичный закон, принятый в 2010 году в Российской Федерации и который вызвал жесткую критику со стороны экономистов, поставщиков, владельцев магазинов. Против закона выступили общество предпринимателей и союз потребителей РФ. На данный момент в Украине проект проходит стадию общественного обсуждения. Авторы проекта считают, что принятие закона Украины «О внутренней торговле» будет способствовать упорядочению торговой деятельности, обеспечению населения торговыми площадями до уровня европейских стран, а также созданию условий для развития конкурентной среды.
В соответствии со ст. 3 Хозяйственного кодекса Украины хозяйственная деятельность в сфере общественного производства, направленная на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ либо оказание услуг стоимостного характера, имеющих ценовую определенность, осуществляется субъектами хозяйствования. Согласно п.2 ст.55 Хозяйственного кодекса субъектами хозяйствования являются юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в установленном законом порядке, и граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в качестве предпринимателей. Таким образом, для начала торговли через интернет необходимо зарегистрироваться субъектом предпринимательской деятельности в соответствии с действующим законодательством Украины или создать юридическое лицо и стать на учет в налоговой инспекции.
Осуществление физическим лицом, не зарегистрированным в качестве субъекта предпринимательства, деятельности, которая содержит признаки предпринимательской, влечет за собой административную ответственность. Так, ст. 164 Кодекса об административных правонарушениях устанавливает, что осуществление хозяйственной деятельности без государственной регистрации в качестве субъекта хозяйствования влечет за собой штраф от двадцати до сорока необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией произведенной продукции, орудия производства и сырья или без таковой.
Для эффективного налогообложения операций потребления согласно традиционным принципам налогообложения налоговым органам необходимо знать, где сделка совершается и включает ли она в себя товары и услуги.
Применяя так называемые «прямые» законы (общие законы налогообложения) при налогообложении трансакций в Интернете, возникают определенные проблемы, в частности:
- Проблема идентификации налогоплательщика – анонимность пользователя Интернет обеспечивает анонимность электронной сделки. В украинской интернет среде широко распространена практика, когда сама компания является резидентом одной страны, адрес сайта, который ей принадлежит, зарегистрирован в другой стране, сервер, на котором этот сайт расположен, находится в третьей стране. В результате, идентификация субъекта налогообложения зачастую практически невозможна.
- Специфическая форма сделки в электронной коммерции – как правило, при продаже товаров через интернет-магазин единственным документом, подтверждающим сделку, является квитанция или накладная, подтверждающая факт доставки товара потребителю. Таким образом, традиционные юридические и налоговые документы либо не составляются вообще, либо составляются в упрощенной форме, достаточной для создания личной базы данных продавца. Такая система учета не может быть рассмотрена и проверена государственными и налоговыми органами ввиду отсутствия должного механизма контроля и технических средств, позволяющих такой контроль осуществить.
- Экстерриториальность электронной сделки — из-за нестационарной сущности Интернета связь между сетевым адресом и географическим положением компании (физического лица) зачастую отсутствует, что не позволяет определить конкретное местоположение налогоплательщика и, соответственно, режим его налогообложения (резидент или нерезидент). Например, при регистрации сетевого адреса компании как домен.ua сама компания может быть как резидентом Украины, так и ее нерезидентом.
Вопрос определения местоположения налогоплательщика является наиболее важным, поскольку он связан с тем, в какой стране должны уплачиваться налоги. На этот счет существует мнение, что наличие в стране программно — аппаратного обеспечения говорит о наличии здесь постоянного представительства, и сервер можно считать торговой точкой. По мнению Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), наличие в стране такого оборудования, пусть даже полностью автоматического, то есть не требующего наличия персонала, может служит признаком наличия представительства, поскольку означает наличие постоянного места деятельности, и, кроме того, именно такой сервер можно считать местом заключения сделок купли-продажи.
Однако следует учитывать, что данное мнение международной организации пока еще не имеет своего официального закрепления, таким образом, не является обязательным для имплементации в национальные законодательства. Кроме того, Украина не является членом ОЭСР и в ближайшее будущее не планирует вступление в эту организацию. Также, на сегодняшний день в законодательстве Украины нет ни одного упоминания о том, что наличие сервера в Украине может служить признаком наличия представительства. Однако никто не может гарантировать, что Украина не рассматривает приведенные положения ОЭСР в качестве рекомендаций для дальнейшего внедрения в национальное законодательство.
Что касается места заключения сделки купли-продажи, следует упомянуть общую норму Гражданского кодекса. Ст. 647 Гражданского кодекса содержит определение места заключения договора: «договор является заключенным по месту жительства физического лица или по местонахождению юридического лица, сделавшего предложение заключить договор, если иное не установлено договором». Также, можно упомянуть ст. 5 Проекта Закона Украины «Об электронной коммерции» в отношении юридического статуса сделок в электронной форме, которая отсылает к общим требованиям Гражданского кодекса, в том числе по вопросу о том, что является местом заключения договора.
Таким образом, единственной привязкой к государству, в котором торговля через интернет будет подлежать налогообложению, является местонахождение фактического собственника интернет-магазина (продавца).
Следует отметить, что 5 апреля 2011 года проект закона «Об электронной коммерции», который был подан на рассмотрение Верховной Раде Украины народным депутатом Украины Полунеевым Ю.В.,был возвращен на доработку.
На сегодняшний день законодательство Украины позволяет субъектам предпринимательской деятельности, которые занимаются торговлей посредством интернет–магазина, быть плательщиками единого налога. Упрощенная система налогообложения регулируется Указом Президента Украины от 03.07.98 г. N 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства». Согласно данного Указа упрощенная система налогообложения устанавливается для физических лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и в трудовых отношениях с которыми, включая членов их семей, на протяжении года пребывает не более 10 лиц и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 500 тыс. гривен (п. 1 Указа). Под выручкой в данном случае понимается сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или (и) в кассу за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг).
Необходимо отметить, что в ближайшее время ожидаются изменения в Налоговом кодексе Украины в отношении Раздела ХIV «Специальные налоговые режимы», которые также могут коснуться продажи товаров (услуг) через интернет.
В декабре 2010 г. Приказом ГНАУ № 979 был утвержден Порядок учета плательщиков налогов и сборов, который вступил в силу с 14.01.2011 г. Как устанавливает п.3.9 данного Порядка, с момента взятия на учет плательщик налогов считается таким, который пребывает на общей системе налогообложения, если им не выбран другой способ налогообложения в соответствии с законодательством.
Если физическое лицо – субъект предпринимательской деятельности, который является резидентом Украины, не выбрал другой способ налогообложения (оплата единого налога), такое физическое лицо считается зарегистрированным как плательщик налога с доходов физических лиц в соответствии с Налоговым кодексом Украины.
Так, ст. 162 Налогового кодекса Украины устанавливает, что плательщиком налога на доходы физических лиц является физическое лицо – резидент, которое получает доходы как из источника их происхождения в Украине, так и иностранные доходы и др.
Ст. 163 Налогового кодекса устанавливает, что объектом налогообложения резидента является:
- доходы из источника их происхождения в Украине;
- иностранные доходы – доходы (прибыль), полученные из источника за пределами Украины.
Таким образом, можно сделать вывод, что независимо от того, где расположен сервер интернет-магазина, кто является покупателями товаров через интернет (резиденты или нерезиденты Украины), резидент Украины, который получает доходы от торговли через интернет-магазин, подлежит налогообложению согласно законодательству Украины.
Пока вопросы о том, образует ли веб-сервер постоянное представительство, что является местом заключения сделки, осуществляемой через интернет-магазин, остаются не урегулированными украинским законодательством, целесообразно разместить интернет — магазин там, где он точно не подлежит налогообложению.
В данном случае использование оффшорной компании, зарегистрированной в безналоговой юрисдикции, как собственника интернет-магазина (продавца) решает многие вопросы, в том числе конфиденциальность владения, легальное получение доходов и оптимизация налоговых платежей, отсутствие валютного контроля, бухгалтерии и необходимости вести учет, полная свобода в выборе партнеров, доступность всех онлайн инструментов по приему платежей и возможность заключения официальных договоров с платежными системами и процессинговыми компаниями для проведения электронных платежей.
Но следует помнить, что использование оффшорной компании не является панацеей в данной ситуации, так как то, что подходит одному, не обязательно подойдет другому…
https://adguard.com/?aid=15454
Adguard — это популярное приложение для фильтрации рекламы, всплывающих окон и опасных для компьютера сайтов. Благодаря особому подходу к фильтрации, рекламные изображения удаляются до загрузки на компьютер, что позволяет экономить на трафике и снижает вероятность заражения вирусами.
Особенности программы:
1. Работает со всеми популярными браузерами;
2. Разработана для блокировки рекламы, характерной для рунета;
3. Проста в использовании, незаметно блокирует рекламу в фоновом режиме;
4. Имеет браузерный модуль для блокировки рекламы вручную;