Бурное развитие социальных медиа, а также появление новых технологий в онлайновой рекламе порождают закономерные вопросы об их эффективности, точнее о том, в каких случаях их применение наиболее целесообразно. С просьбой поделиться соображениями на этот счет и рассказать о перспективах украинского рынка интернет-рекламы мы обратились к экспертам Уанета.
Мария Марийко, директор системы «Украинская Баннерная Сеть»
О реальных цифрах говорить сложно, так как ценовая политика на рынке интернет-рекламы Уанета по-прежнему остается непрозрачной, а в период кризиса уровень скидок агентствам и клиентам зачастую достигал заоблачных процентов. После спада в январе 2009 г. рынок медленно, но уверенно приходит в себя. Реклама наглядно отражает ситуацию в экономике страны. Если бизнес работает нормально, есть прибыль, а значит, и деньги на развитие и рекламу. На мой взгляд, в текущих условиях оптимальным решением является использование баннерных сетей, что позволяет получить хороший охват аудитории на общих и тематических ресурсах за меньшую стоимость, нежели предлагают крупные площадки.
Видеореклама представляет собой симбиоз двух медиа — ТВ и Интернет. Она понятна пользователю, и мы надеемся, что благодаря этому «продукту» рекламодатели, ранее размещавшиеся исключительно на ТВ, обратят внимание и на Сеть. Из недостатков — ролики дороги в исполнении, имеют довольно большой размер в килобайтах и, соответственно, требуют хорошего канала связи.
Видеобаннеры в своих рекламных кампаниях будут использовать и уже применяют в первую очередь крупные бренды, и тут нет разделения на сферы рынка — достаточно провести аналогию с ТВ-рекламой.
Социальные сети хороши тем, что благодаря наличию у них собственной базы пользователей рекламодатели получают возможность делать дополнительные настройки по аудитории, такие как пол, возраст и т. п. Блоги имеют другое преимущество: там собрана тематическая аудитория. Зная все эти тонкости, грамотный медиапланер может составить правильный план по продвижению бренда в Интернет.
Александр Тисменецкий, руководитель направления активных продаж компании «Яндекс.Украина»
Объем украинского рынка интернет-рекламы в 2009 г. по разным оценкам составил от 140 до 152 млн грн (данные УАИР, ВРК, Cortex). Причем контекстная реклама росла быстрее рынка в целом, и ее доля в доходах повысилась. По моим предложениям, в нынешнем году такая тенденция сохранится за счет увеличивающегося притока в этот сегмент представителей SMB, а также усиления активности агентств-посредников. Мы со своей стороны тоже хотим поспособствовать ее росту, начав развивать в Украине направление активных продаж.
Что касается медийной рекламы, я соглашусь с прогнозами некоторых экспертов (в частности, того же ВРК), что в 2010 г. она повысится на 20-30%.
Видеореклама пока не получила большого распространения в Уанете, так как она требует значительных затрат на изготовление, а для ее просмотра нужен высокоскоростной Интернет. Вероятно, этот сегмент будет расти по мере проникновения ШПД и объединения затрат на производство ТВ- и видеорекламы.
Реклама в социальных сетях не обладает надлежащей эффективностью с точки зрения CTR (кликабельности) — пользователи заходят на страничку, чтобы провести там некоторое время, и не хотят «уходить» с нее, нажав на баннер. Вместе с тем с точки зрения решения медийных задач, благодаря огромному охвату аудитории, она работает не хуже, чем на других интернет-площадках. А вот рынок рекламы в блогах не показывает сильного роста — стало очевидно, что различные ее виды там не слишком эффективны.
Евгений Шевченко, генеральный директор РА UaMaster
Совокупный объем рынка контекстной и баннерной рекламы в минувшем году составил в Украине 125 млн грн. По нашим прогнозам, в 2010 г. этот показатель превысит 175 млн.
Видеореклама в Интернете быстро набирает обороты, так как данный инструмент позволяет лучше других осуществлять полноценный мультимедийный контакт. Кроме того, видео может быть интерактивным — реагировать на действия пользователя, просматривающего ролик. Основными заказчиками продукта являются крупные B2C компании. Фактически это те же рекламодатели, которые активно задействуют ТВ.
Реклама в социальных сетях на сегодня — это комплекс инструментов, включающих баннеры и контекст, разработку собственных приложений или интеграцию в чужие, создание индивидуального профиля компании или группы и др. В зависимости от целевой аудитории и специфики товара заказчику могут быть интересны разные инструменты, а также общие или специализированные социальные сети. От первых наибольший эффект получат В2С-бренды, а В2В-компаниям лучше сосредоточиться на вторых.
Дмитрий Шоломко, менеджер по развитию бизнеса Google в Украине
Несомненно, рынок интернет-рекламы в Украине увеличивается, и нас темпы его роста более чем устраивают. Хорошие перспективы имеют все новые виды рекламы. И пусть пока объемы их продаж невелики, спрос уже существует. Для стремительного роста видеорекламы требуется выполнение двух условий — наличие качественных систем ее открутки и широких интернет-каналов у пользователей. Оба направления активно развиваются.
Видеореклама лучше всего подходит для больших FMCG-брендов и компаний, обслуживающих миллионы пользователей. Главные причины: фактическое отсутствие расходов на дополнительное производство и органичное применение видео в Интернете как «продолжения ТВ».
Хорошо организованная реклама в социальных сетях с таргетингом, базирующимся на демографических данных их пользователей, — это самый эффективный способ продвижения в Интернете, поскольку ее размещение, по сути, обеспечивает очень точное задание требуемой целевой аудитории по множеству параметров. Реклама же в блогах сравнима с рекламой на новостях — там много трафика, но небольшой отклик, потому что на такие сайты пользователи приходят не за тем. Но я думаю, что иногда блоги на какую-либо узкую тематику (например, об экстремальных видах спорта) могут быть довольно удачным местом для размещения.