Украинский Интернет-рынок еще молод, поле для деятельности настоящих и будущих бизнесменов — довольно широкое, и именно поэтому часто воспринимается как источник «легких денег»: ведь порог входа, например, для Интернет-магазина еще недавно измерялся в рамках $3000-5000. Кроме того, Интернет-предприниматели пока что могут платить налоги по упрощенной схеме, которая существенно облегчает им жизнь. Но согласно проекту Налогового кодекса, принятому за основу 17 июня в парламенте, Интернет-торговцев, Интернет-провайдеров и поставщиков таинственных «услуг по информатизации» могут лишить привилегии платить госбюджету мало.
О том, как принятие Налогового кодекса в существующем виде может повлиять на украинский Интернет-бизнес, редакция ЛІГАБізнесІнформ беседовала с участниками и экспертами рынка.
Как было раньше
Сама система упрощенной уплаты налогов в государственную казну была введена Президентом Леонидом Кучмой специальным Указом (от 3 июля 1998 года, №727/98, с последующими уточнениями и разъяснениями). Согласно тексту Указа, дополненному в 1999 году:
- субъекты малого предпринимательства — физлица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без создания юрлица и в трудовых отношениях с которыми, включая членов семей, на протяжении года пребывает не более 10 лиц, и объем выручки которых от реализации продукции за год не превышает 500 тыс.грн.
- а также юрлица любой организационно-правовой формы и формы собственности, с годовым штатом персонала не более 50 человек и объемом годовой выручки не более 1 млн.грн. могут платить налоги по упрощенной схеме.
Суть схемы заключалась в том, что ставка единого налога для предпринимателей-физлиц устанавливается по месту госрегистрации горсоветами и не может быть меньше 20 грн./мес. или же больше 200 грн./мес. Для малых предприятий-юрлиц ставка составляет либо 6%, либо 10% от выручки без учета акцизного сбора, — в зависимости от того, включается ли НДС в единый налог. От всех остальных обязательных видов налогов «упрошенцы» освобождены.
Что предлагают сейчас
В предлагаемом же проекте кодекса под деятельность, каким-либо образом связанную с Интернетом и IT, в разделе XIV «Специальные налоговые режимы», ст. 2.2 отведено целых 4 пункта:
«…упрощенная система налогообложения не распространяется на субъектов хозяйствования – юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, которые осуществляют:
- оптовую и розничную торговлю через сеть Интернет;
- деятельность по предоставлению услуг Интернет-провайдеров;
- деятельность в сфере информатизации;
- деятельность по доступу в сеть Интернет».
В случае, если проект кодекса будет принят без изменений в списке «упрощенцев», это понятным образом отразится на рынке. Каким именно — стоит разобраться детальнее.
Отмена единого налога для онлайн-проектов
По данным АУЭЛБУ, около 85% владельцев Интернет-магазинов на Украине зарегистрированы как ФОПы (физлица-предприниматели). И отмена «упрощенки», по мнению адвоката ассоциации Александра Золотухина, поставит таких Интернет-предпринимателей «на колени». «Подобные изменения в налоговом законодательстве убийственны для электронной коммерции. Законодатель ошибочно приравнял Интернет-предпринимательство к высокодоходным бизнесам, поставив его в один ряд с мобильными операторами, Интернет-провайдерами, АЗС, телерадиокомпаниями, добытчиками драгметалов и драгоценных камней. А это — полный абсурд!», — считает А.Золотухин.
Кроме этого, по мнению многих экспертов, Интернет-торговля в Украине отсутствует как факт, являясь скорее чем-то из разряда услуги онлайн-каталога. Настоящая электронная коммерция подразумевает дистанционный заказ, оплату и получение товара, а не выбор товара в онлайне, курьерскую доставку со склада и оплату наличными, как это сейчас происходит. То есть, кодекс может ударить по еще не сформированному рынку.
Во всем мире развитие Интернета очень сильно поощряется. Например, в США были объявлены 10-летние налоговые каникулы на все виды электронной торговли, — А.Ольшанский
В результате украинский Интернет-бизнес может переместиться в офшор, а предприниматели, возможно, станут консолидироваться и переоформляться в ООО. «Допускаю, что многие предприниматель которые не успеют сориентироваться — закроют бизнес на Украине», — подытоживает специалист АУЭЛБУ.
«Мы будем отстаивать наше право на нормальное ведение бизнеса любыми демократическими путями — от круглых столов и пресс-конференции до пикетирования КМУ и ВРУ», — АУЭЛБУ
Если проект будет принят в текущей редакции, по мнению управляющего директора «BayView innovations» Дениса Довгополого, это может ударить и по Интернет-стартапам, и по действующим онлайн-проектам: многие из них также должны будут уйти «в тень».
«Сейчас основной доход Интернет-проектов состоит из продажи рекламы, в среднем обороты проектов небольшие, что позволяло им «сидеть» на едином налоге. Теперь все усложниться. Думаю, что люди:
- уйдут из зоны .ua (таким образом, уменьшится ассоциация с украинским предпринимательством);
- уйдут в тень и не будут платить налогов вообще;
- уйдут в системы, которые могут агрегировать платежи и выплачивать деньги нерезидентам, через которые и будут проводиться операции», — считает Д.Довгополый.
Для провайдеров
Интересно, что «услуги по предоставлению Интернет-доступа» в проекте упомянуты даже дважды: упрощенная схема уплаты налогов в случае принятия текущей редакции кодекса не будет распространяться на тех, кто занимается деятельностью по предоставлению услуг Интернет-провайдеров и деятельностью по доступу в сеть Интернет. «Серый» сегмент микрооператоров и провайдеров, действующих в Украине, довольно объемен, и в результате введения новых норм может сократиться.
Но при условии честного ведения дел микропровайдеры «никому не мешают», более того, тоже занимаются посильным развитием рынка. «Я не против того, чтобы реализацией доступа в Интернет занимались частные предприниматели… Единственным условием являются одинаковые правила ведения этого бизнеса. Когда ЧП нелегально строит сети, нелегально подключается к электроэнергии (либо в щитке на этаже, либо в квартире у абонента, платя по более низким тарифам для физлиц), не платит налоги с зарплат сотрудников, а потом за счет этого попросту «демпингует» на рынке — то здесь я против», — заявляет глава «IPnet» Дмитрий Грищук.
«Нет ничего плохого в том, что кто-то из вашего дома растянул по вашему подъезду провода, предоставляет вам услуги Интернета хорошо и недорого, и при этом является ЧП, а не ООО. Ведь эти тысячи частных предпринимателей сегодня занимаются развитием того самого Интернета, в котором наша страна не хочет отстать», — уверен заместитель председателя Интернет Ассоциации Украины (ИнАУ) Александр Ольшанский.
Для поставщиков «услуг по информатизации»
Определение «деятельность в сфере информатизации», по мнению многих экспертов, является размытым. Если же переходить к конкретике, новая редакция Налогового кодекса Украины, которая фактически упраздняет возможность работы по упрощенной системе налогообложения для консультантов и компаний в области информационных технологий, сотрудничающих с зарубежными заказчиками, может ударить по IT-отрасли в Украине, как считают эксперты Европейской бизнес ассоциации (ЕБА).
По мнению представителей комитета ЕБА, налоговое бремя может значительно повлиять на объем экспорта услуг по разработке программного обеспечения (ПО), что, в свою очередь, приведет к снижению конкурентоспособности Украины по сравнению с другими странами, опирающимися на мощную государственную поддержку. «Отмена налоговых льгот для разработчиков ПО грозит оттоком квалифицированных специалистов за рубеж и уходом отрасли в тень. Случись это — и отрасль, которая только-только начала становиться на ноги, будет отброшена назад, на уровень развития десяти — пятнадцатилетней давности, сократятся поступления валюты в страну», — считают в ассоциации.
В свою очередь, председатель IT-комитета ЕБА Владимир Бек считает, что самый ощутимый удар испытают на себе аутсорсинговые компании. «С принятием Налогового кодекса в текущей редакции произойдет одномоментное увеличение налоговой нагрузки в разы. IT-компании окажутся в безвыходном положении: их доходность не позволит им взять налоговое бремя на себя, переложить нагрузку на сотрудников тоже невозможно, в результате мы получим отток специалистов, а попытка повысить расценки вынудит клиентов перевести заказы в конкурентные страны».
При этом представители комитета не отрицают того факта, что изменения налогового режима должны рано или поздно быть внедрены в сфере высоких технологий. Но процесс этот должен протекать плавно, заручившись поддержкой со стороны государства, как это происходило в большинстве стран — мировых лидеров в информационной отрасли. Так, во многих странах повсеместно используется субподряд, а IT-компании имеют льготы.