Согласно «Википедии», «микроплатежи» – «… первоначально были придуманы как способ продавать онлайн-контент. Предполагалось, что их размер не будет превышать сумму в несколько центов. Транзакции должны были позволить людям продавать контент в Интернете и могли бы стать альтернативой размещению рекламы.
В конце 90-х годов были предложения по созданию стандартов микроплатежей, и World Wide Web Consortium (W3C) работал над внедрением микроплатежей в HTML. Дело зашло настолько далеко, что они предложили внедрять запросы по платежной информации в коды ошибок HTTP. Однако потом W3C приостановил свою работу в данном направлении, и микроплатежи не получили широкого распространения в качестве метода продажи контента в Интернете«.
На сегодняшний день вокруг существует множество признаков того, что в ближайшие 12 месяцев микроплатежи могут стать банальной реальностью. Вокруг нас столько смартфонов, что в скором времени они смогут заменить собой кредитные карты. Не так давно Facebook (а в его команду входит основатель PayPal Питер Тиль) представила валюту для игр этой социальной сети, которой она поначалу собирается делиться со всей основной публикой. А в это время старые медиа-компании борются за выживание, пока их доходы от продаж и рекламы стремительно падают. Проявляются две стратегии. Первая: капиталистическая – стать богатым сейчас, Империя Мердока поднимает разводные мосты, отрицая подход Google и открытый доступ к таким новостным брендам как The Times. И вторая: финансирование фондами, как The Guardian, пытающаяся продавать свой контент новостным агентствам, а также увеличивать узнаваемость бренда и доход от рекламы посредством Google.
Лучший способ монетизации контента
Однако микроплатежи являются третьим вариантом – чем-то средним между free-for-all и абонентской платой. Позволить поисковым механизмам найти ваш контент, но брать плату с посетителей за каждый визит. При этом заработать на подписке значительно сложнее, поскольку трудно добиться от пользователя желания тратиться на нечто подобное. С помощью микроплатежей продажи могут стать мгновенными, а получение вознаграждения более быстрым.
Одним из первых пионеров был One Click Buy от Amazon (патент был зарегистрирован в 1999 году), помогавший торговым порталам добиться таких оборотов, что и сегодня им можно позавидовать. Но даже этот сервис не был достаточно управляемым для стабильного получения дохода, и работал он только на благо Amazon’а, а не всего Интернета.
Но по-настоящему система микроплатежей может работать, только если она будет простой и незаметной – без постоянных форм входа, паролей и прочего. Это будет возможно, если пользователь предоставит свои банковские реквизиты еще до начала сеанса просмотра – с помощью входа в свою учетную запись. Очевидные кандидаты здесь – это Facebook и Google Accounts (в основном gmail).
Не важно кто именно это будет, но ему потребуется собирать данные, на каких сайтах вы были, что предпочитаете покупать, в какое время вы любите отовариваться, IP-адрес… то есть данные, которые в случае с Google всего лишь дополнят вашу поисковую историю, а у Facebook – ваш социальный круг. Если микроплатежи будут востребованы через мобильные телефоны, то добавьте сюда информацию о вашем местоположении и маршруты движения, где вы ходите со своим смартфоном.
Интернет-бренды – кто де-факто станет порталом микроплатежей?
Но постойте – микроплатежи уже существуют – на iTunes. Компания Apple уже имеет нормально работающую систему, определяющую местоположение. И она уже доступна покупателям за абонентскую плату в 1 фунт стерлингов через приложения, музыкальные файлы и видео. И с помощью iPad, позиционируемый как лучший способ взаимодействия с Интернетом, эта система будет работать буквально на кончиках пальцев пользователей. У нее есть инфраструктура для обработки платежей, но нет такого повсеместного интернет-проникновения как у Facebook. Если Apple когда-нибудь захочет выйти за пределы своего огороженного сада и объединит усилия с Facebook Connect, на этом можно будет заработать миллиарды долларов, поскольку это фактически уже будет полноценная система микроплатежей.
Страхи пользователей
Возможно, поначалу такая инициатива будет восприниматься в штыки, поскольку создание подобной базы персональных данных будет идти вразрез с привычками общества, которое из-за своих стереотипов со злостью воспринимает любое улучшение удобства.
Хотя в этом можно усомниться. Людям просто необходимо быть осторожными, вводя информацию со своей кредитной карты в онлайн-формы. В остальных случаях существуют специальные законы, защищающие права потребителей. Так что теперь онлайн-торговля воспринимается вполне нормально, а страхи по поводу покупок в Интернете остались в меньшинстве. Электронная коммерция находится на подъеме, стремительно развиваясь дальше. Все это было страшно лишь поначалу, но потом люди стали этим пользоваться.
Как микроплатежи затронут SEO и PPC
Итак, если микроплатежи вскоре станут частью Интернета, как к этому приготовиться онлайн-продавцам?
- Какой бы из микроплатежных порталов ни победил, ему придется хранить множество данных о пользователях. Поэтому онлайн-продавцам будет необходимо получить доступ к наибольшему числу данных, чтобы взаимодействовать со своей целевой аудиторией. В интересах компаний, чтобы эта информация посредством рекламы приносила доход, так как хранение большого объема данных будет требовать серьезных инвестиций. Согласно обычным демографическим данным, “вероятность покупки” можно рассчитать с помощью негласных показателей с текущего кредитного баланса и покупательской истории (этот клиент с вероятностью 45 процентов купит вашу страховку).
- Обменные курсы будут критически важны: если обменный курс микроплатежа больше стоимости за нажатие (СРС), можете вкладываться в раскрутку.
- Конкуренция будет значительно выше, чем сейчас. В настоящее время основной упор делается на правильные поисковые запросы, которые редко когда приводит непосредственно к прямой продаже. В будущем это должно трансформироваться – большие авторитетные сайты будут соревноваться, стараясь заставить вас просмотреть как можно больше страниц, доступных за нажатие платежной кнопки.
- Платная поисковая выдача с каждым разом будет все лучше и подробнее, чтобы клиент продолжал пользоваться ее услугами. Будет крайне важна возможность занять лучшее место в поисковой выдаче, чтобы привлечь как можно больше посетителей.
- Сайты должны будут изменяться на лету, чтобы привлечь трафик. Первый, кто расскажет эксклюзивную новость, получит большую прибыль. (Только представьте, сколько мог бы получить сайт TMZ.com от публикации о смерти очередного Майкла Джексона.)
- Микроплатежи спасут журналистику. Хорошая журналистика будет хорошо продаваться, имея стабильный источник дохода. И распространение новостей снова станет выгодным делом. Блогерская индустрия также будет развиваться.
В итоге
Микроплатежи неизбежны – и в технологическом, и в социальном смысле. Они станут той смазкой, которая поможет колесам интернет-торговли создать новый способ потребления контента в Сети. Интернет сможет сам себя поддерживать в материальном отношении. Ценой всего этого счастья может быть дальнейшая эрозия неприкосновенности личной жизни. Крупные интернет-компании будут знать о вас больше, чем члены вашей собственной семьи. Однако для многих это будет приемлемая цена. А для вас?