В Украине могут появиться альтернативные данные об аудитории интернета. Вчера Интернет-Ассоциация Украины (ИнАУ) объявила о конкурсе на проведение социологического исследования.
Приглашения принять участие в конкурсе уже разосланы исследовательским компаниям, сообщили сегодня в ИнАУ. Участвовать в конкурсе могут и другие желающие социсследователи – заявки принимаются до 15 февраля, а победитель станет известен еще через десять дней. Длительность исследовательского проекта составит три года. По словам председателя правления ИнАУ Татьяны Поповой, не все полученные данные станут публичными. «Часть останется доступной только компаниям – членам Интернет-Ассоциации Украины», – сказала она.
Решение объявить конкурс именно сейчас в ИнАУ объясняют современным бурным ростом потребления интернет-трафика украинцами. «Сейчас наметился явный передел рекламного пирога, интернет заявляет о своей доле в нем. Члены ассоциации хотят получить инструмент, с помощью которого они смогут убедить рекламодателей тратить на интернет больше средств», – сказал заместитель председателя правления ИнАУ Александр Ольшанский.
Одним из самых крупных игроков украинского рынка интернет-рекламы в ИнАУ является «Укр.нет». Но и сами провайдеры также заинтересованы в исследованиях аудитории Уанета, говорит директор Интернет-Ассоциации Украины Владимир Куковский.
Это не первая попытка измерить количество и состав украинских интернет-пользователей. Около полутора года назад масштабное исследование Уанета начала Украинская ассоциация интернет-рекламы (в УАИР входят многие крупные интернет-площадки в Украине, кроме «Укр.нет» и агентства). До тех пор рынок интернет-рекламы руководствовался в основном статистикой посещаемости ресурсов от компании Bigmir (в декабре, по ее данным, в Украине количество «уникальных интернет-пользователей» превысило 15,3 млн.).
Однако, по мнению интернет-рекламщиков, цифры Bigmir значительно расходятся с действительностью. Поэтому ассоциация заказала исследование у компаний Gemius и GfK Украина, которые измерили аудиторию по своим методикам. Согласно результатам исследования, проведенного для УАИР компанией GfK Украина, осенью в Украине было около 8,25 млн. интернет-пользователей.
Но и этим данным ИнАУ не доверяет. По словам Ольшанского, используемая подрядчиками УАИР методика не позволяет получить точные данные. В частности, Gemius предлагает заполнить онлайн-анкету, что дает возможность пользователям интернета подавать о себе неправдивые сведения. «Такая выборка существенно перекошена – целый ряд людей вообще не заполняют анкеты, дети фальсифицируют данные. Далее эту выборку пытаются как-то выровнять… Мы считаем, что рынок нуждается в классическом оффлайновом социологическом исследовании», – заявил Ольшанский.
В УАИР признают, что применяемая ею методика не идеальна. Однако там считают, что она вполне соответствует современным реалиям и возможностям украинского интернет-рынка. Поэтому исполнительный директор УАИР Андрей Заблоцкий поддает сомнению целесообразность нового исследования. «У любого исследования есть недостатки, главное, чтобы его погрешность не была критичной», – комментирует он. По его словам, большинство игроков рекламного рынка Украины вполне лояльно к результатам исследований УАИР.
«Вряд ли новое измерение украинской аудитории интернета даст рекламному рынку практическую пользу, – говорит директор интернет-агентства UaMaster Евгений Шевченко. – Появится еще одна цифра, которая будет вводить всех в заблуждение».