В стране активно развивается новый канал передачи маркетинговой информации.
Интернет-видеореклама является одним из наиболее динамично развивающихся видов рекламы в нашей стране. На днях, к примеру, компания «Бигмир-Интернет» объявила о старте продаж видеорекламы на своих ресурсах. Рынок практически готов к подобному симбиозу телевизионной и интернет-рекламы. Вопрос за качественным контентом и развитием широкополосного доступа в интернет.
Компания «Бигмир-Интернет» в конце прошлой недели начала продавать видеорекламу в виде пре-роллов или пост-роллов (15-секундные рекламные ролики могут быть показаны пользователю перед или после просмотра видеоклипа) на лицензионном видеоконтенте. Сейчас на портале компании, благодаря партнерству с WantMore, присутствует более 6 тыс. лицензионных видеоклипов, которые вышли под лейблом рекординговой компании Sony Music. По словам Александра Тисменецкого, директора по продажам «Бигмир-Интернет», пре-ролл и пост-ролл являются одним из наиболее популярных видов интернет-видеорекламы. «В будущем мы будем расширять нашу базу лицензионного контента, на котором будем откручивать данный вид рекламы. Но уже сейчас к нам поступили несколько заявок от рекламодателей», — говорит он.
Отметим, что данная услуга уже не является для украинского рынка новинкой. Первые примеры такой рекламы в уанете появились еще в 2007 г., когда интернет-холдинг «ОБОЗ.ua» и рекламное агентство Target Media Group Ukraine организовали для DaimlerChrysler рекламную кампанию новой модели автомобиля Dodge Nitro с предшествующей ей 15-секундной рекламой. Особенность рекламы была в том, что желающие посмотреть данный ролик не могли избежать просмотра рекламы, так как последняя крепилась к сюжету и была интерактивной. С 2008 г. это направление активно развивает группа «1+1». «Заказчики остаются довольны, потому что видеореклама показывает большой CTR (click-through rate — отношение числа кликов на рекламу к числу ее показов, измеряется в процентах), в среднем около 10-15%. Сейчас количество клиентов растет и тенденция такова, что клиенты, которые пробуют данный вид размещения, от него уже не отказываются»,— рассказывает Вадим Осадчий, руководитель департамента интернет-проектов «1+1».
В марте 2008 г. в нашей стране появилась первая сеть видеорекламы Video.Holder, которую запустило агентство Ми-6. «Она также работала с технологией pre-roll, при этом уже тогда система умела не только демонстрировать рекламу в видео, но и обладала всеми существующими возможностями фокусировок на рынке — география, частота, время и даже пол/возраст», — рассказывает директор Ми-6 Максим Хомутин.
По его словам, на базе системы Video.Holder была сформирована партнерская сеть, в которой сайту с видеоконтентом достаточно поставить в свой видеоплеер наш код и получать 50% от каждого показанного рекламного ролика. «Сегодня Video.Holder охватывает около 1,3 млн. уникальных пользователей и генерирует до 7 млн. рекламных контактов в месяц. Участвуют в системе такие сайты, как I.UA, podrobnosti.ua, Connect.ua, Tuse.ua, ntn.tv, tv.ua, focus.ua и др.», — говорит господин Хомутин. Если же говорить о прайсовой стоимости подобной рекламы, то расценки «Бигмира», по мнению экспертов, несколько высоковаты (стоимость тысячи показов — 290 грн. за пре-ролл и 180 грн. за пост-ролл), так как те же «Плюсы», по словам Вадима Осадчего, предлагают 15-секундный пре-ролл за 140 грн., а стоимость 1 тыс. показов в системе Video.Holder, по информации Максима Хомутина, составляет 40 грн. за пре-ролл и 60 грн. за связку пре-ролл плюс пост-ролл. «Демонстрация только пост-роллов показала себя как малоэффективная», — отмечает специалист.
К видеорекламе в интернете также можно отнести короткие флеш-ролики длительностью 3-5 секунд, видеорекламу в баннерах (in-banner), когда вместо статического баннера на площадке размещается небольшой видеоролик, и привязанную к тексту (in-text) рекламу — своеобразный симбиоз видео и контекста. Весной этого года директор российской компании VideoClick, развивающей направление контекстной видеорекламы, Евгений Гаврилин обещал в ближайшем будущем открыть офис и в Украине. Возможно, услуга все же скоро появится, но предоставлять ее будет компания под другим брендом. Хотя стоит признать, что такую рекламу дешевой отнюдь не назовешь. VideoClick, к примеру, работает по CPC (стоимость за клик), и эта стоимость составляет по прайсу 97 рублей (около 28 грн.) за один переход на сайт рекламодателя. Такая высокая стоимость, впрочем, имеет еще один недостаток — вероятность того, что конкуренты преднамеренно начнут массово кликать на рекламу, разоряя таким образом рекламодателя.
Тем не менее о буме видеорекламы в уанете говорить пока рано. «Видеореклама — это то направление, которое будет особенно востребовано где-то через год-полтора. Развитие этого вида рекламы зависит не столько от самого рекламного рынка, как от развития украинской экономики, в смысле готовности пользователей интернета оплачивать широкие каналы», — отмечает Андрей Заблоцкий, исполнительный директор Украинской ассоциации интернет-рекламы. Пока же можно равняться в развитии на американский рынок, где 2008 г., по данным eMarketer, сегмент онлайн-видеорекламы достиг $505 млн. По докризисным прогнозам, аналитики ожидали, что объем рынка видеорекламы в США к 2011 г. составит $1,9 млрд., а к 2013 г. вырастет до $3,8 млрд. Конечно, с учетом новых реалий эти цифры будут более скромными, но развивается сегмент действительно достаточно динамично. Этому способствуют и данные об эффективности онлайн-видеорекламы. К примеру, по данным Nielsen IAG, у ролика в интернете recall на 31% выше, чем у того же ролика, показанного по телевидению. А «кликабельность» видеорекламы в семь раз выше статичных баннеров.
Рынок видеорекламы в рунете
Конкретных данных ни об объеме украинского сегмента интернет-видеорекламы, ни о долях основных игроков этого формирующегося и развивающегося рынка пока нет. В Украинской ассоциации интернет-рекламы отмечают, что направление очень перспективно, и уже сейчас практически все заметные компании и агентства, представленные в уанете, так или иначе сталкиваются и работают с видеорекламой. Особо популярной и востребованной она должна стать в течение нескольких ближайших лет, то есть как только количество пользователей широкополосного доступа в интернет позволит сделать данную услугу более или менее массовой.
Ориентироваться пока можно на российский рынок, который традиционно опережает украинский в своем развитии, по разным оценкам и сегментам, на два-пять лет. По итогам 2008 г. затраты на видеорекламу в рунете составили 57 млн. руб. В 2009 г. RUметрика предоставила данные исследований по ключевым показателям рынка видеорекламы в российском сегменте интернета:
- с середины 2008 г. к началу 2009 г. затраты на видеорекламу в рунете увеличились почти вдвое, число показов — примерно на треть;
- самый популярный вид видеорекламы — демонстрация видео в баннере стандартного формата (83% просмотров). Он же является и самым дешевым в изготовлении и размещении. Вторые по популярности — video pre-roll/post-roll (10,5% показов);
- самый перспективный вид видеорекламы — ролики в потоковом видео. Он же является и самым дорогим форматом;
- женщины интересуются видеорекламой больше мужчин, потребительниц этого вида медиа в сети — 59% против 41% мужчин;
- самые активные зрители видеорекламы — пользователи от 18 до 34 лет;
- чаще других видеорекламу смотрят служащие низшего и среднего звеньев (39%), студенты (30%).