О новых возможностях, связанных с использованием электронных денег, и об их месте в сегодняшней жизни в интервью рассказывает Виктор Турсков, исполнительный директор WebMoney Transfer.
Расскажите о своих продуктах, направленных на освоение новых секторов рынка. Что для Вас является основным критерием успешности проекта?
Со стороны может показаться, что WebMoney разрабатывает новые продукты, такие как Telepat или Capitaller, но систему при этом не слишком заботит, будут этими продуктами пользоваться, или нет. На самом деле это отражает нашу стратегию — у той системы, которая претендует на роль не только платежной, но и финансовой, должен быть ряд векторов развития. Одним из них, наравне с вовлечением в систему все новых продавцов, сервисов и проектов, является самостоятельное выращивание еще не заполненных ниш для применения платежной системы или даже создание таких ниш с нуля.
В свое время проект «Гвозди» стал революционным продуктом и, по сути, образовал новую нишу, которая заключается в оплате владельцами сайтов внимания пользователя, выплату посетителям сайтов бонусов за выполнение каких-то действий и т.д. Сейчас на данном поприще в Рунете работают десятки, если уже не сотни сервисов. И, надо признаться, при создании нового проекта нас на самом деле мало заботит, как быстро нашим продуктом начнут пользоваться конечные потребители. Главное, чтобы идею восприняли и «клонировали» предприниматели в своих интересах.
Другой пример — торговая площадка по продаже цифровых товаров, PIN-кодов и т.п. Digiseller.ru. В этом случае нашу идею также подхватили, и весь Рунет сегодня усыпан аналогичными магазинами и площадками по продаже всего и вся электронного и виртуального, начиная с оружия и других артефактов ролевых игр и заканчивая электронными книжками.
Список можно продолжить и многими еще пока не законченными проектами вроде системы продаж платного ПО и shareware-программ. Вкупе с созданным нами сервисом по защите интеллектуальной собственности Softactivation.com это могло бы стать многообещающим направлением. Вне российского сектора Сети оно уже получило огромное развитие. И многие западные операторы уже давно работают с WebMoney, например, Регистратор программного обеспечения Swreg.com.
Сколько времени обычно требуется для того, чтобы новая услуга приобрела широкую популярность?
Основная проблема заключается в том, что в отличие от простых переводов между кошельками, которые интуитивно понятны любому пользователю, каждый вспомогательный сервис требует некоторых усилий в освоении продукта. Поэтому еще на стадии разработки подобных сервисов мы рассчитываем на то, что ими будет пользоваться не более 10% нашей аудитории, и то не раньше, чем через 2-3 года после запуска. И все равно их разработку мы считаем совершенно оправданной.
Например, сервис Paymer по выпуску и обслуживанию WM-карт и собственных электронных чеков существует в системе уже 3 года и сейчас подходит к резкому росту. Катализатором для этого проекта в нынешнем году стал выпуск на его базе WMU-карт, предоставление продавцам системы возможности принимать предоплаченные WM-карты и электронные чеки напрямую от пользователя, не вынуждая его связываться с регистрацией в системе и работой с электронными кошельками. Помимо этого, готовятся и другие нововведения, в частности, по выпуску цифровых чеков, обеспеченных платежами с кредитных карт, но об этом позже, как говорится, следите за новостями.
Полноценными «ускорителями развития» в этом году обзаведутся и Telepat.Ru, в виде новых версий GSM Keeper для мобильных телефонов, и Capitaller.Ru, благодаря тому, что сотрудники предприятий на базе Капиталлера получат возможность прикреплять к своим кошелькам наши дебетовые карты для снятия наличных в банкоматах.
Как Вы можете охарактеризовать темпы развития вашей компании? Согласны ли вы с тем, что рынок зачастую требует жертвовать качеством и безопасностью продуктов в пользу скорости вывода его на рынок?
Нас, как и любую амбициозную компанию, не устраивают текущие темпы нашего развития, и мы прикладываем максимум усилий для того, чтобы еще более их ускорить. Каждый разрабатываемый нами продукт — это воплощение свежей идеи, требующей творческого подхода. Это не позволяет разработчикам «ставить решения на поток», «замыливаться» и пр., как это обычно происходит при быстрой монотонной разработке. Все остальное же у нас как и в любой другой IT-компании. Есть тестеры, штатные и внештатные, есть постоянно растущая служба технической поддержки, которая принимает на себя первые пользовательские удары после выпуска того или иного продукта.
Что касается штата компании, то здесь действительно есть проблема. С поиском «уникальных» людей ни штатные кадровики, ни кадровые агентства не справляются. Недавно мы разместили раздел «Вакансии» на нашем сайте. Конечно, есть свои минусы у такого способа поиска людей для компании с нашей спецификой, но плюсы все-таки перевешивают, и главный состоит в том, что приходят уже «webmoney-ориентированные» люди, так что проблему с дефицитом кадров решаем в том числе и таким образом.
Какой стратегии придерживается WebMoney в отношении рекламных и PR-акций?
Мы не раз обращались и в оффлайновые, и в онлайновые рекламные агентства, PR-агентства и т.п. Проблема заключается в том, что разговор с любыми рекламщиками, пиарщиками и промоутерами начинается либо с фразы «а какой у вас бюджет, и в какие сроки нам нужно его освоить?», либо с полного непонимания сути наших бизнес-процессов. Кроме того, конечный пользователь принимает решение прибегнуть к нашим услугам вовсе не под влиянием рекламы или каких-то публичных акций. Решение о том, что ему крайне необходимо воспользоваться мгновенным переводом средств со своего кошелька на кошелек продавца, родственника или партнера, может созреть только внутри него, благодаря самой возникшей необходимости. Поэтому, выбирая между очередным рекламным бюджетом и очередным сервисом, мы отдаем предпочтение последнему.
Если же вдруг появятся люди, которые смогут предложить нам способ, как поштучно продать наш продукт (например, увеличить количество «правильных» регистраций в системе, поднять комиссию или привлечь в систему новых продавцов), и при этом будут готовы нести ответственность за результат, то мы всегда открыты к сотрудничеству.
С другой стороны, безусловно, если в силу специфики наш продукт нельзя продать поштучно, то имиджем продукта, какой бы он ни был, безусловно, нужно заниматься. И если в Сети с известностью и узнаваемостью у нас все в порядке, то в оффлайне, признаюсь, все намного хуже. Однако мы намерены исправлять ситуацию, и идеальным вариантом для этого мы считаем телевизионную рекламу.
Насколько объективно СМИ, с Вашей точки зрения, освещают вопросы «виртуальных» денег сегодня?
Проблема журналистов та же, что и у упомянутых выше рекламщиков или промоутеров. Процессы, происходящие в системе, сложны для глубинного понимания, во многом противоречивы для стороннего наблюдателя, не являющегося активным пользователем системы. Вследствие этого мы имеем обсуждение и публикацию слухов, домыслов и даже, более того, намеренно искаженной (не без помощи наших недоброжелателей и конкурентов) информации.
Помимо этого большое влияние на общественное мнение, отношение к нам интернет-бизнесменов и на отраслевую журналистику оказывает путь развития современного информационного сообщества. В первую очередь всех интересуют хакеры, взломы, мошенничества и DDoS-атаки, а все остальное скучно, обыденно и не привлекает внимания, но это все же не означает, что формирующими и определяющими являются эти отрицательные факторы. Лучшее тому подтверждение — постоянный и уверенный рост количества пользователей нашей системы и наших проектов. Это, кстати, лишний раз доказывает тот факт, что нашими пользователями люди становятся не под влиянием рекламы, иллюзорного общественного мнения и т.п., а ввиду необходимости в получении качественной, быстрой и удобной услуги.
Конкуренты часто упрекают вашу систему за отсутствие банковской лицензии. Как Вы можете это прокомментировать?
Ни у одной из российских платежных систем, осуществляющих проведение платежей в Интернете или оперирующих термином «интернет-деньги», никакой банковской лицензии нет и не было, как бы они не пытались ввести общественность в заблуждение. Те юридические модели, которые используются ими, сводятся либо к приему платежей от физических лиц в пользу юридических лиц компаниями, не имеющими на это права — поскольку это банковская деятельность, а ни одна из электронных платежных систем России банком не является, — либо к наивной агентской юридической схеме, требующей предварительного заключения и оплаты договоров с поставщиками, уступку по которым можно продать участнику интернет-расчетов, но не позволяющую организовать платежи между участниками платежной системы.
Заявления о «правильности» и наличии лицензий либо свидетельств Центрального Банка — это попытка маскировки под деятельность организации-учредителя, как правило, банка или НКО, имеющего какие-то лицензии, но этой деятельностью не занимающегося и никакого отношения к заявляемым «правильным» операциям не имеющего.
Но из этого же не следует, что какие-либо банковские разрешения не нужны в принципе?
Дело в том, что WMT — это не просто 1001-й способ оплатить услуги сотового оператора или провайдера, это система, исповедующая равенство плательщика и получателя и окончательность трансакций, а, следовательно, объектом трансфера должно быть нечто, позволяющее такой паритет реализовать. Кроме того, WebMoney предъявляют жесткие требования к удобству использования. Для начала работы клиент не должен никуда ходить и выполнять минимум действий при регистрации.
В условиях необходимости недопущения использования системы в противоправных целях соответствовать этим требованиям очень непросто. Поэтому мы находимся в постоянном поиске, и если бы существующая законодательная база в виде двух указаний Банка России про ПФП (предоплаченный финансовый продукт) позволяла бы выполнить эти требования, то такое Свидетельство российский Гарант давно бы получил (Гарант — компания-участник системы WMT, осуществляющая юридическую и финансовую поддержку определенного типа титульных знаков WebMoney в юрисдикции своей страны — прим. Н.С.). На российской законодательной базе реализованы некоторые системы, но они требованиям WebMoney не соответствуют. Вообще, разрешение на ПФП не дает клиентам никакой новой функциональности по сравнению с использованием банковских платежных карт и позволяет осуществлять платежи только от физических лиц в пользу юридических, и то с большими ограничениями.
Те юридические решения, которые используются Гарантами WebMoney, гораздо продуктивнее и позволяют нашим клиентам проводить трансакции на уровне p2p, p2b, b2p, b2b, причем без ограничения объемов и в полном соответствии с российским законодательством.
Что касается законодательства США, то мы имеем там активные диалоги с банками, а в двух штатах Владелец системы WebMoney приобрел компании с лицензией на Money Transfer. В Европе Владельцем приобретена компания с лицензией на эмиссию электронных денег по европейской Директиве (речь идет о Директиве 2000/46/EC, регулирующей выпуск электронных денег в странах ЕвроСоюза — прим. Н.С.). Возможно, появление этих компаний в качестве новых Гарантов следует ожидать уже в ближайшее время. Но, повторяю, здесь не все просто не из-за трудностей с получением лицензий, а из-за того, что с водой можно выплеснуть и ребенка, потеряв свойства системы как паритетной, а трансакций — как окончательных и безотзывных.
Есть мнение, что WebMoney относится к своим пользователям чересчур высокомерно и не всегда уделяет им достаточно внимания. Как Вы можете прокомментировать такую точку зрения?
Давать комментарий имеет смысл, когда указываются конкретные факты. А мнение можно только принять к сведению и учесть при дальнейшей работе с клиентами. Если же говорить о нашем действительном отношении к пользователям, то оно не несет в себе эмоций и абсолютно непредвзято. Мы обеспечиваем поддержку и развитие разработанной нами технологии. Желающие используют ее в своей деятельности; те, кто обращаются за помощью — получают необходимые рекомендации, авторы идей и проектов могут рассчитывать на детальный анализ их предложений, а также помощь в разработке и внедрении новых сервисов.
Уделяем ли мы всем достаточно внимания? При ежедневном количестве регистраций, превышающем 2500, мы стремимся максимально автоматизировать и стандартизировать обработку запросов клиентов, не оставляя при этом ни одной нерешенной проблемы. Действует круглосуточная служба поддержки, средняя продолжительность общения одного оператора с клиентом по телефону превышает 10 минут, по каждому письменному обращению хранится полная история переписки.
Чем можно объяснить появление нового Гаранта — которое почти уже состоявшийся факт — именно в Узбекистане? Ведь, на первый взгляд, как раз в Узбекистане с его далеко не прогрессивным финансовым законодательством, появление Гаранта ожидали меньше всего.
Узбекистан — одна из наиболее экономически развитых стран СНГ. Растущая коммерческая активность и финансовые взаимоотношения с представителями диаспоры в других государствах обуславливают потребность в современном эффективном трансграничном механизме расчетов. Компания TILLO-GARANT одной из первых направила нам заявку на получение статуса Гаранта в Узбекистане и, пройдя все предусмотренные в системе процедуры, подготовила необходимую организационно-правовую базу для введения титульных знаков WMY.
По результатам голосования участников системы, проходившем на сайте сервиса Shareholder.ru, новая валюта будет не общедоступной, а локальной, то есть будет распространяться при инсталляции программы с сайта Гаранта.
Зачем нужно такое ограничение?
Количество валют в системе растет и будет расти в дальнейшем, мы не можем без согласия наших пользователей усложнять и так «тяжелый» кошелек. Любой желающий всегда может прийти на сайт нужного ему Гаранта и скачать версию с поддержкой соответствующей валюты.
А что насчет Беларуси — стоит ли в ближайшем будущем ждать каких-либо вестей оттуда?
Система открыта для всех желающих. Выпустить собственную валюту и стать Гарантом может любой, кто готов обеспечить необходимую юридическую, финансовую и организационную поддержку будущей деятельности, а также обоснует финансовую целесообразность введения нового типа титульных знаков. Предложений о введении белорусской валюты к нам поступает достаточно, но, во-первых, нам непонятно будущее белорусской валюты как таковой — видимо, переход на российский рубль неизбежен — а, во-вторых, внутренний уровень развития электронной коммерции белорусского интернета один из самых низких по СНГ. Кроме того, количество и характер поступающих к нам запросов из правоохранительных органов свидетельствует о неопределенности правовой базы интернет-активности в Беларуси, даже несмотря на наспех принятое правовое регулирование электронных денег (имеется ввиду Постановление Нацбанка Республики Беларусь «Правила осуществления операций с электронными деньгами» от 26.11.2003 — прим. Н.С.).
Можете ли Вы привести какие-либо статистические данные, характеризующие безопасность WebMoney? Каковы тенденции — воровать ключи и пароли стали чаще или реже?
Отдельной статистики нет, но можно сказать, что выход каждой новой версии WM Keeper с улучшениями в системе безопасности заметно снижает количество мошенничеств и воровства ключей троянскими вирусами, которые внедряются пользователям путем социальной инженерии. Хотя, надо признать, абсолютный рост количества подобных инцидентов действительно есть, и радует только то, что в соотношении он существенно проигрывает росту количества новых пользователей в системе.
Что Вы порекомендовали бы делать пользователям WMT для того, чтобы с минимумом усилий обеспечить себе максимальную защиту?
Чтобы с минимумом усилий обеспечить максимальную защиту и компаниям, и частным лицам необходимо выделять на безопасность какой-то, пусть небольшой бюджет, причем зачастую разовый. В частности, для использования WebMoney Keeper желательно приобрести смарт-ридер или USB-ключи eToken и ruToken, поддержка которых реализована в последней версии Keeper’а. Так или иначе, придется выполнять определенные процедуры по защите, изложенные на нашем сайте по безопасности, а также знать и понимать стандартные способы применения мошенниками и электронными воришками различных методов социальной инженерии. Впрочем, мы планируем в корне изменить ситуацию в ближайшее время, путем внедрения в наших проектах утилиты к мобильным телефам, которая будет генерировать одноразовые пароли. Мы получим другой, отличный от интернетовского, канал связи с пользователем. Таким образом проблема безопасности будет почти полностью решена.
Есть ли в WebMoney какая-нибудь служба безопасности, которая занимается соответствующими вопросами?
Да, такая служба есть, причем как собственная у Оператора, так и отдельные у Гарантов. Это самостоятельные подразделения, имеющие соответствующие лицензии и работающие в тесном сотрудничестве с правоохранительными органами.
Как правоохранительные органы реагируют на обращения пользователей по поводу украденных из кошелька WebMoney средств?
Позитивно и конструктивно, главное иметь немного настойчивости, не опускать руки. Необходимо написать заявление в милицию, добиться возбуждения уголовного дела. Уверяю вас, правоохранительные органы работают в этом направлении, и работают результативно, не без нашей помощи ловят и сажают и электронных воришек, и виртуальных мошенников.
Cпасибо за интервью.