Веб-шоппинг, уже давно распространенный на Западе, постепенно становится нормой и в Украине. Зарегистрировано уже несколько тысяч интернет-магазинов. Правда, простой обыватель относится к ним с некоторой долей опаски. В отличие от того же Запада, наша правовая база хромает на обе ноги, а потому нет ничего удивительного в атмосфере недоверчивости и подозрительности, которой окружен виртуальный шоппинг у нас.
Для открытия собственного интернет-магазина достаточно лишь быть физическим лицом-предпринимателем и не допускать повышения дохода от такого магазина выше пятисот тысяч гривен в год. Нужно просто купить виртуальную площадку, разместить простенький сайт, снабдив его договором, написанным в соответствии со статьей 633 Гражданского кодекса Украины. Договор заключается между продавцом и покупателем в момент оплаты товара, выбранного последним.
Виртуальный шоппинг имеет много достоинств. В частности, это экономия времени, ведь за час вы сможете посетить десятки интернет-сайтов, реализующих товары. Тем более, что вполне можно посетить магазины, расположенные, к примеру, в Европе или в России.
Кроме того, интернет-магазины часто устраивают распродажи и различные акции. Они имеют гибкую систему скидок, да и товары в них могут быть дешевле, потому что в их стоимость не включается обязательная аренда помещения и зарплата продавцов-консультантов. Можно даже получить товар с доставкой – за отдельную плату, разумеется. Для человека занятого, не может позволить себе тратить время на очереди и на поездки до магазина и обратно, интернет-магазин становится лучшим выбором. А тем более, если речь идет о каком-либо эксклюзивном продукте.
Однако к виртуальному шоппингу все-таки стоит относиться осторожно, учитывая процветающую на просторах Интернета деятельность разного рода мошенников и аферистов. Как обезопасить себя от обмана и как правильно подойти к выбору интернет-магазина?
В первую очередь на сайте магазина должна присутствовать полная информация о продавце. Сайты, на которых указан только мобильный телефон и номер ICQ, можно отмести сразу же. А вот тем сайтам, где выложены все реквизиты, включая лицензию, юридический адрес, стационарный телефон и информацию о государственной регистрации, можно доверять полностью. Но многие предприятия такого типа, скрываясь от налоговиков, намеренно не указывают свои реквизиты. Так что риск все равно есть, тем более, что обмануть может даже солидное предприятие.
Следующее, на что нужно обратить внимание – это доменное имя. Бесплатный хост не говорит в пользу продавца. Однако и домен второго уровня тоже может «скрывать мошенника», ведь регистрация, к примеру, в зоне «.ua» обходится недорого.
Расчет – это отдельный вопрос, который нужно проверить. Зачастую расчет производится в системе WebMoney. На первый взгляд, это может отпугнуть потенциальных покупателей, однако эта система позволяет проверить уровень доверия и аттестат продавца. Однако, лучше все же довериться магазину, работающему за наличные, в котором вы отдаете деньги привезшему товар курьеру.
Расчет при помощи карточки Visa позволяет в случае обмана опротестовать платёжную операцию, вернув свои деньги. А вот требование предоплаты чаще всего говорит о недобросовестности продавца. Большие и популярные магазины или слишком низкая стоимость товара тоже должна вас насторожить.
Последняя дата обновления на сайте тоже может сказать очень многое – ведь если продавец «забросил» свой сайт, то где гарантии, что он не обойдется с вами так же нелицеприятно? Оформление сайта, выполненное слишком уж просто или несимпатично говорит о том, что продавец не захотел тратить деньги на хороший мейк-ап. Самым объективным, кстати, можно назвать мнение других посетителей интернет-магазина, поэтому не поленитесь полазить на соответствующих форумах.
Кроме всего прочего, существуют также правонарушения, часть из которых можно объяснить тяжелым положением интернет-бизнеса, вызванным кризисом. Даже популярные магазины стремятся любым путем не возвращать деньги за некачественный товар, купленный в период более низкой стоимости доллара. Чаще всего покупатель просто не получает достоверной и полной информации о товаре. Это 70 процентов всех нарушений, со сроками обмена или возврата товара связано 25 процентов нарушений.
Причем в 80 процентах нарушений наказать недобросовестного продавца невозможно, потому что какой-либо информации о магазине или его адресе не располагает никто.
Таким образом, на сто процентов обезопасить себя от надувательства в Интернете невозможно. Впрочем, в обычных магазинах сейчас такая же ситуация. И в реале, и на просторах Сети доверчивых покупателей подкарауливают мошенники. Поэтому все же стоит, как говорится, доверять, но проверять. Будьте осторожны!