Можно ли заработать серьезные деньги на «втором Интернете» – пока непонятно, но венчурные инвесторы вкладывают в него приличные суммы, и это сигнал для рынка.
Популярный блог eHub каждый день публикует анонсы разных новых сайтов, которые объединяет только одно: все они занесены редактором Эмили Чанг в категорию «Интернет нового поколения», или на языке интернетчиков — Web 2.0 — Веб два-ноль. Сейчас в каталоге eHub 546 сайтов, и каждый день этот список увеличивается на несколько позиций.
Вряд ли вице-президент издательского дома O’Reilly Media Дэйл Догерти понимал, какая бурная жизнь суждена термину, который он в середине 2004 года придумал для названия конференции по новинкам Интернета — Web 2.0, «вторая версия Веб». Так, номерами в софтверной индустрии обозначают новое издание продукта, в которое внесены принципиальные изменения. К лету 2005 года, накануне второй одноименной конференции, этот термин неожиданно стал так же моден, как когда-то «дотком». Интернет-компании одна за другой называли себя Веб 2.0, а репортеры и инвестиционные аналитики обсуждали его без перерыва. Осенью 2005 года непрестанный информационный шум привел уже к тому, что над термином стали посмеиваться сетевые остроумцы, а аналитики начали говорить о пузыре Веб 2.0.
Несмотря на то, что термин стал ходовым, единства в понимании его определения не наблюдается. «Веб 2.0, как многие важные концепции, не имеет жесткой границы, но имеет, скорее, гравитационное ядро», — говорит основатель O’Reilly Media Тим О’Рейли, влиятельный интернет-гуру. Он называет в числе основных свойств Веб 2.0 ориентацию на создание контента и его классификацию не силами персонала сайтов, а самими пользователями Интернета, радикальную децентрализацию в сочетании с радикальным доверием, обмен и «микширование» данных с разных сайтов и «подключение длинного хвоста» — вовлечение в клиентскую сеть мелких и мельчайших партнеров.
Такая схема охватывает практически все новинки последних лет: О’Рейли включает в число Веб 2.0 и рекламу по поисковым словам (Google AdSense), и сайты интернет-объявлений (Craiglist), и фототеки (Flickr), и Википедию, и блоги, и даже файлообменные системы (BitTorrent). Практически в рамках этого описания именем Веб 2.0 может назваться почти любой сайт. Предприниматель Марк Сигал определяет Веб 2.0 как интернет-сервисы. «Это прикладная модель, где грань между программой и сервисом стирается», — говорит Сигал. По О’Рейли, основным признаком «Веба нового поколения» является превращение Интернета из хранилища информации в «платформу», то есть средство для решения целого ряда новых задач. Сайт, или программа Веб 2.0 — не библиотека разнообразного контента, а программная среда для формирования этого контента, иногда довольно сложная.
Сеть любителей
Ориентация на коллективное наполнение Сети вместо профессионального, то есть «официального», вызывает доверие не у всех и не сразу. Не все готовы поверить, что авторы из Сети могут быть так же талантливы, как те, кого печатают на бумаге, а анонимные эксперты с неофициальных сайтов такими же знающими, как титулованные профессора. Известный аналитик Николас Карр подверг новые тенденции уничтожающей критике, объявив Веб 2.0 «сетью любителей». Наибольший гнев Карра вызвала Википедия, где, по его мнению, у статей без профессионального авторства и редактуры нет ни структуры, ни достоверности. Его критика у большинства понимания не вызвала. Один из комментаторов язвительно заметил: «Карр критикует любителей, но сам опубликовал свою критику путем такого же средства для любителей блога». А журнал Nature раздал на рецензии ученым статьи из Википедии и Британники на одну и ту же тему и установил, что и в той, и в другой энциклопедии содержится примерно одинаковое количество ошибок. В сети «второй версии» известные журналисты и ученые конкурируют на равных с любителями по гамбургскому счету, и иногда проигрывают. В отношении Веб 2.0 часто используют глагол empower — давать силы, но правильнее сказать, что Веб 2.0 выравнивает конкурентное поле для авторов контента.
Веб 2.0 — «это прикладная модель, где грань между программой и сервисом стирается»
Идеология Веб 2.0 не нова: лозунг «Веб как платформа» принадлежит уже легендарной компании Netscape, с которой начался интернет-бум в России. Некоторые компании, которые сейчас приводятся в качестве примеров Веб 2.0, были созданы еще в 1998–2000 годах, успешно дожив до наших дней. Резкий скачок в популярности веб-сервисов в последние годы во многом связан с тем, что технологический прогресс наконец догнал возможности, предоставляемые Сетью. Среди конечных пользователей нормой стали не модемные, а широкополосные соединения: за счет этого сервисы могут наращивать мультимедийные возможности. Еще несколько лет назад подкастинг (голосовые блоги) и тем более видеоблоги были на грани технических возможностей, сейчас они распространяются все шире. Влиятельный технологический аналитик Ом Малик даже описал Веб 2.0 как «собрание технологий, использующее силу постоянных высокоскоростных соединений и распределенную природу сети».
Технологически Веб 2.0 чаще всего ассоциируется с комплексом технологий, известных как AJAX(произносится «Аякс»), сокращение от «асинхронный яваскрипт и XML». Эта технология сочетает хранение и передачу данных в открытом для всех стандарте XML и использование апплетов (встроенных в страницу небольших яваскрипт-программ) для прорисовки таких элементов, как окна логина или демонстрации картинок. Например, старые сайты-фотоальбомы создавали по отдельной странице на каждую фотографию. Новая технология позволяет подгружать новую картинку прямо в тело страницы, тем самым и оживляя ее для пользователя услуги, и значительно снижая нагрузку на сервер для поставщика услуг. «Но AJAX не единственная технология, которая позволяет создавать сайты для Веб 2.0, — говорит веб-разработчик Дмитрий Федоров, принимавший участие в создании сайтов для Веб 2.0. — Веб 2.0 можно создавать и с использованием Flash, который содержит в себе достаточно мощные программные средства и также может работать с XML. Например, фотосайт Flickr использует и AJAX, и Flash, а Yahoo Maps создан исключительно на флэше». По мнению Федорова, у каждой технологии есть сильные и слабые стороны: Flash лучше приспособлен для мультимедийных задач, а яваскрипт проще в написании и лучше отображает текст.
Для Веб 2.0 характерны ориентация на «открытый код», взаимодействие программ с разных сайтов и обмен данными между сайтами. Мантра «откройся или умри» с подачи Терри Семела (руководителя Yahoo) прочно вошла в лексикон Веб 2.0. Классическим примером такого подхода является Google Maps. Карты Google можно с помощью не очень сложного программного интерфейса оснастить собственными указателями и знаками, благодаря чему их используют в ряде других проектов. Девелоперы смешивают Google Maps с данными сайтов знакомств, объявлениями, листингами недвижимости, в результате чего получаются интерактивные целевые карты. Есть даже сайт, где автоматически размещаются данные американских уфологов о точках, где видели НЛО. Все эти сервисы не имеют ничего своего, кроме конкретной программы на сайте, выполняющей минимум функций. Все остальное происходит на чужих сайтах, оттуда же берутся базы данных адресов для меток. Открытость готовы терпеть не все: одна из модельных компаний Веб 2.0, Craiglist, осенью 2005 года шокировала всех, закрыв доступ к своим данным для другого сервиса Веб 2.0, Oodle. Руководству Craiglist не понравилось, что поисковик для объявлений Oodle считывал объявления их пользователей.
Дешево выстроить. Продать. Повторить
Несмотря на то, что создание сайта под Веб 2.0 требует не дизайнерских, а программных навыков, разработка таких сайтов стала намного проще и дешевле, чем несколько лет назад. Предприниматель Пол Грэм, создатель одного из первых спам-фильтров, пишет, что в 1995 году ему и партнеру пришлось заплатить пять тысяч долларов за сервер, три тысячи за Netscape Commerce Server – единственную программу, поддерживавшую безопасные соединения, и тридцать тысяч долларов – пиар-агентству за запуск. «Теперь все это можно получить бесплатно»,— говорит Грэм. На сайтах типа Sourceforge.net разработчики тысячами выкладывают большие бесплатные фрагменты программ и целые программные модули, из которых легко собрать нужный продукт, дописав лишь минимум строк кода. Операционные расходы Веб 2.0 также минимальны. Контент, создаваемый пользователями, достается бесплатно, информация о новых и хороших продуктах легко разносится через блоги. Намного дешевле также стал хостинг, сетевой трафик, мощность магистральных каналов растет. Крупные игроки компьютерного рынка, среди них IBM и Sun, уже стали предлагать средства разработки и пакеты модулей для AJAX (Sun — создатель языка Java, а IBM — один из крупнейших спонсоров Linux-систем).
Кроме этого, разработчики не откладывают запуск сервисов, смело запуская их как бета-версии, то есть пробные, предназначенные для тестирования пользователями. Пример здесь подал Google, чьи популярные сервисы, включая новости Google News и почту Gmail, уже годы работают с пометкой «бета». Основатель Google Ларри Пейдж так ответил на вопрос, когда сервисы станут окончательными: «Пока мы делаем в них крупные изменения, статус „бета” может оставаться и по пять лет». Это дало аналитику Оскару Сябана основания назвать Веб 2.0 «сетью-бета».
Поэтому создать компанию для работы в Веб 2.0 стало намного проще. Большая часть сервисов, привлекающих сейчас миллионы инвестиций, насчитывает всего несколько сотрудников. Многие из них существуют не больше года-двух. Такой малый размер и гибкость создают существенные проблемы для венчурных капиталистов. Известный обозреватель Мэтт Маршалл оценивает объем стартовых инвестиций для типового Веб 2.0 стартапа в сто-двести тысяч долларов, в то время как для среднего венчурного фонда порог инвестиций начинается с нескольких миллионов.
В целом ряде ситуаций основатели предпочитали продавать свой бизнес, минуя венчурных капиталистов. Основным покупателем пока выступает скорее Yahoo, чем Google. Хотя Google сейчас имеет намного больше живых денег, в нем предпочитают делать собственные сервисы самостоятельно, а Yahoo растет через приобретения. Средняя сумма сделки за компанию Веб 2.0 находится в диапазоне двадцати-тридцати миллионов.
Пол Грэм предложил венчурным капиталистам в качестве решения тратить часть инвестиций на выкуп доли основателей, а не на новую эмиссию. Такое решение, говорит Грэм, до сих пор было табу для инвесторов, но логика, по которой основатели будут хуже работать, если у них заведутся деньги, не имеет оснований. Наоборот, основатели почувствуют вкус больших денег и станут работать еще лучше. А если так не сделать? Тогда, говорит Грэм, вы будете конкурировать с Google. Поскольку Google не так давно открыла собственное подразделение для инвестиций в интернет-компании на ранней фазе — по сути, тот же венчурный фонд, а денег у Google больше, чем у любого венчурного капиталиста.
Ом Малик описал бизнес-модель Веб 2.0 так: «Дешево выстроить компанию. Продать. Повторить». Большая часть венчурных финансирований, вероятно, имеет ту же цель: быстренько продать компанию кому-нибудь из лидеров. Венчурные фонды инвестировали в десятки интернет-компаний уже несколько сотен миллионов долларов, и поток инвестиций не сокращается. По расчетам Малика, компании пока продаются дешево, на порядок дешевле, чем в 1999–2000 году, в диапазоне от двадцати до сорока долларов «за одного посетителя». На фоне общего объема венчурных инвестиций инвестированные венчурными фондами суммы пока незначительны.
Но тенденция настораживает многих. Из-за этого уже не первый месяц идут разговоры о пузыре Веб 2.0. Влиятельный инвестиционный аналитик Пип Кобурн прямо заявил, что Веб 2.0. — не более чем «Новая Экономика», намекая на лозунг прошедшего интернет-бума. Большинство компаний Веб 2.0 действительно имеют сходство с «доткомами» в финансовом отношении — они не только не прибыльны, но часто не имеют и цента продаж, будучи просто полностью бесплатными, или идут по простейшему пути, размещая рекламу от Google Adwords. Те, что устроены сложнее, пытаются брать деньги за дополнительные сервисы, предлагая базовые бесплатно.
Когда инвесторы начинают побуждать компании искать доходы, дела не всегда начинают идти лучше. В Силиконовой долине у всех перед глазами пример Friendster. Супермодная социальная сеть знакомств в 2004 году одной из первых привлекла большие инвестиции, а летом 2005 года там началась чехарда в руководстве. Инвесторы требовали доходов, доходы не появлялись, а пользователи начали уходить: любовь к новинке оказалась недолговечной. Очевидно, что на все проинвестированные компании покупателей не хватит, только разных фотохостингов было создано около десятка. Смогут ли остальные удержать и посетителей, и найти источники доходов, пока открытый вопрос.
«Среда сотрудничества», которой стал Интернет благодаря идеологии «второй версии», никуда не денется даже в случае падения инвестиционной моды, также как интернет-кризис не привел к гибели интернет-бизнеса. Популярность Веб 2.0 среди пользователей растет и в США, и в других странах.
Из сотен создаваемых сейчас компаний «второй волны» в бизнесе останутся единицы. И организаторы, и инвесторы отчетливо это понимают. Дотком-бум привел к такому же итогу: из нескольких тысяч созданных тогда компаний в бизнесе остались Google, Yahoo, Amazon и eBay, да еще несколько компаний поскромнее. Остальные исчезли. То же продолжается и сейчас: на днях прошли слухи, что Friendster получил предложение от Google о покупке его всего за три миллиона, сумма символическая, но больше за него никто не предлагает. Многие другие бизнесы, и с ними инвестиции, также пойдут по ветру. Но некоторые компании найдут в результате проб и ошибок свой собственный многомиллионный рынок, а вложенные в них деньги отобьются в десятки и сотни раз. Собственно, Силиконовая долина всегда именно так и работала.
Юрий Аммосов