Почему-то считается, что опасность быть обманутым подстерегает только владельца кредитной карты. На самом же деле у продавца в несколько раз больше шансов стать жертвой мошенников.
В последнее время возможность торговать в онлайне появилась у многих: все, что для этого нужно — это конкурентоспособный товар, веб-сайт и подключение к платежной системе для приема кредитных карт. И народ, что называется, «пошел в сеть». А скопления «чайников» всегда были приманкой для мошенников. И в этом случае также нашлось немало желающих поживиться за счет всеобщей e-commerce лихорадки…
Имея опыт подобного общения, могу достаточно четко выделить несколько признаков тех случаев, когда Вас пытаются «надуть».
Уточню, что речь идет о тех фирмах, которые предоставляют продавцу (вендору) услуги приема платежей по кредитным картам в Интернет. Известно, что самостоятельная организация такого механизма сопряжена с известными трудностями — открытие банковского счета, получение мерчант-эккаунта, установка ПО secure server, подключение к платежному шлюзу (payment gateway) и прочими. Поэтому существует большое число посредников, сдающих в аренду уже настроенное оборудование и программное обеспечение на тех или иных условиях. Задача продавца часто состоит в том, чтобы найти наилучшее для себя сочетание простоты подключения и сопутствующих этому финансовых затрат (которые в свою очередь могут быть как разовыми, так и периодическими).
Часто для исследования того или иного механизма не достаточно ознакомления с информацией на веб-сайте. Как правило, требуется дополнительный контакт с менеджером, а зачастую и достаточно длительная переписка для выяснения всех деталей.
Из личного опыта я выделил 10 основных пунктов, на которые следует обратить внимание, чтобы не остаться в дураках.
1. Несогласованность действий
Из одной «компании» в ответ на свой запрос я получил два ответа (от двух разных менеджеров) со сходной рекламной информацией (обычная в таких случаях галиматья — «увеличьте продажи на 1000%», «возможность принимать все ведущие карточки», «более 20 млн. владельцев карточек в онлайн» и т.д.) и… разными ценами за подключение! Это ж до какой степени нужно наглость потерять, чтобы не договориться о единой «ценовой» политике, если уже не о том, кому отвечать на запросы.
2. Использование торговой марки известной компании
Для увеличения кредита доверия клиента часто может использоваться имя хорошо известной платежной системы или фирмы-посредника. Причем, обычно это делается не на собственном веб-сайте — за это могут жестоко покарать, если данный факт обнаружится. Ссылку на известный сайт «типа реселлером которого мы являемся» ставят уже в заявке на открытие счета (application form), которая высылается клиенту.
3. Отсутствие ссылок на клиентов
Этот пункт напрямую связан с предыдущим. В ответ на просьбу дать несколько ссылок на сайты интернет-ресурсов, использующих данный сервис, часто я получал:
— «мертвые страницы — error 404»;
— сайты, на которых при всем желании не мог обнаружить признаки приема онлайн-платежей;
— иноязычные сайты (в неизвестной кодировке, где понять что-либо было просто невозможно);
— сайты, использующие механизмы «известной компании»;
— сайты, использующие механизмы, происхождение которых определить было невозможно.
4. Отсутствие отзывов или FAQ
Наиболее пристальному исследованию должен быть подвергнут в первую очередь FAQ, так как отзывы на таких сайтах наверняка будут фальсифицированы. Отсутствие FAQ может быть только подтверждением тому, что эта фирма никогда не работала или не заинтересована раскрывать клиенту что-либо, выходящее за рамки рекламной информации. Если FAQ есть, исследуйте вопросы, которые он содержит и сравните их с теми, которые в первую очередь задали бы Вы. На мошеннических сайтах, как правило, скудный FAQ содержит совершенно «отфонарные» вопросы, очень отдаленно связанные с реалиями трудовых будней клиентов или фрагменты все той же рекламной «лабуды».
5. Ламерский дизайн
А точнее — иногда полное его отсутствие. Когда смотришь на такое, первая мысль «учащийся 6-го класса средней школы сделал бы лучше». Некоторые, однако, снисходят до того, чтобы даже изучить html-таблицы, фреймы или вкрапить картинки. Хотя, безусловно, дизайн — это последнее, на что следует обращать внимание. Большинство «забугорных» сайтов не отличается изяществом, даже у очень-очень известных компаний.
6. Явная некомпетентность при ответах на вопросы
Где наша не пропадала! Если на западе разделение труда достигло уже того, что вкрутить лампочку, передвинуть стол и открыть кожух компьютера должны делать 3 разных человека, то наш отечественный служащий универсален: в быту он и плотник, и слесарь, и сантехник, и электрик, и автомеханик. Аналогичная многозадачность проявляется и в других областях. Когда мы попадаем в интернет, то становимся и дизайнером, программистом, финансистом и рекламистом одновременно.
Поэтому общаясь с представителями таких сервис-компаний, не стесняйтесь спрашивать обо всем: начиная от финансовых условий и заканчивая «прикруткой» системы к сайту. Тревожным сигналом должны послужить:
— попытки отвечать фразами из рекламного проспекта
— заверения о том, что «мы все сделаем, как только Вы нам заплатите»
— явная некомпетентность
Хотя, если Вы сами разбираетесь в вопросе не более этого менеджера, данное предостережение Вам вряд ли чем-то поможет.
7. «Уход» от ответов
Менеджеры западных компаний не должны уставать отвечать на ваши вопросы! Если Вам что-то не понятно — переспрашивайте, не опасаясь показаться идиотом. Пусть таким образом себя чувствуют они, если не могут дать четкого и конкретного ответа! Помните, для Запада все еще актуален лозунг: «Покупатель всегда прав!». Если ОНИ хотят получить Ваши деньги, путь убедят Вас их отдать. Если ВЫ не удовлетворены ответом, открыто признайте свою некомпетентность: «Извините, я не очень в этом разбираюсь», и попросите уточнить, что имелось в виду: «Не могли бы Вы разъяснить мне этот пункт более детально». Тот, кто устает отвечать на Ваши вопросы — примерно так же будет оказывать и сервисную поддержку.
В случае с мошенническими компаниями, некоторые пункты вопросов умышленно «не замечаются». И когда однажды я поставил вопрос об ознакомлении меня с руководством по интеграции платежной системы в сайт ребром (на большинстве таких сервисов эта информация свободно доступна) — переписка прекратилась.
8. Слишком заманчивые обещания
О том, насколько предложение заманчиво, можно определить только исследовав с десяток имеющихся альтернатив. В целом же, настораживать должны очень выгодные позиции в сочетании с платой за установку и недостатком информации на сайте. А настораживать вдвойне: «Как только Вы заплатите, мы сразу же…» К примеру, менеджер одной компании мне заявил: «Как только Вы переведете плату за установку, мы задействуем нашего программиста и он выполнит все работы по интеграции системы в Ваш магазин, даже если для этого придется перепрограммировать часть кода.» 😯 Работа программиста в Штатах оценивается от 20 до 100 долларов в час. Как нормальная компания может делать такие заявления, даже не оценив объемы предстоящих работ?
9. Платежные реквизиты третьей компании
Если Вы уже дошли до этой стадии, задумайтесь, стоит ли продолжать, когда компания SuperMerchantService предлагает перевести средства на счет какого-нибудь GlobalSystemSolution (все названия вымышлены).
10. Форма платежа — банковский перевод или чек
Интересный факт: accept-credit-card-online-now-мошенники, как правило, кредитные карты к оплате за свои услуги сами не принимают. Угадайте — почему? 😉
Хочу заметить, что каждый из этих факторов в отдельности может и не быть признаком того, что Вас пытаются обмануть. Например, множество фирм просто не может позволить себе нормальный дизайн из-за его дороговизны, а менеджер недостаточно полно отвечает на Ваши вопросы по причине все той же специализации, характерной для западных корпораций. А вот совокупность этих факторов в том или ином виде должна заставить Вас все лишний раз взвесить.
Где рекламируются такие фирмы и как они находят своих «клиентов»? Их способы рекламы — чаще всего это direct mail или недорогая реклама в многочисленных тематических рассылках (например, размещение объявления в ezine с тиражом в 200 тыс. подписчиков обходится всего в 40 дол).
Баннерная реклама на специализированных информационных серверах стоит дорого и в какой-то степени контролируется владельцами, поэтому респектабельность продавца отчасти гарантируется имиджем конкретной площадки — шанс попасть на мошенника таким образом невелик.
Ну а в общем можно посоветовать только одно — не теряйте осторожности, или, как сказал Козьма Прутков: «Бди!»
Советовал Вячеслав Горобец