Возникновение и развитие системы удаленного банкинга в Украине совпало с развитием банковской системы в целом. Но если вторая успешно работает, то оптимистически утверждать это же относительно первой нельзя. Банки пытаются предлагать своим клиентам подобные услуги, популяризируя их различными способами, но клиенты предпочитают доверять старым проверенным способам управления денежными счетами. А если взглянуть поглужбе и изучить спектр услуг удаленного банкинга, то окажется, что только некоторые банки Украины вкладывают деньги в развитие этого, прямо скажем, не всегда надежного и пока еще не очень популярного вида услуг.

Попробуем разобраться, какие же банки Украины являются самыми технологичными с точки зрения развития услуг удаленного банкинга. Для начала, определим само понятие удаленного банкинга. Этот термин объединяет целый ряд банковских услуг, к которым относится Интернет-банкинг, телефонный и мобильный банкинг. Последние два более популярны среди клиентов украинских банков, они чаще предлагаются самими банками. Телефонный и мобильный банкинг позволяет получать информацию о состоянии счета и о проведенных транзакциях по телефону или с помощью SMS-сообщений.

Суть системы Интернет-банкинга состоит в возможности оперативного доступа клиента к собственным счетам, а также в получении информации и совершении платежей без посещения банка. Доступ к таким функциональным возможностям клиент банка получает с помощью компьютера, подключенного к Интернет, и браузера, причем в этом случае доступ возможен из любой точки мира.

Различные банки Украины предоставляют разный спектр услуг в системе Интернет-банкинга. Но практически все дают возможность управлять счетом в режиме онлайн — получать информацию о его состоянии. Классический набор услуг Интернет-банкинга включает практически полный набор — любые безналичные платежи, покупка и продажа валюты, оплата коммунальных услуг, счетов операторов мобильной и обычной связи, возможность отслеживания состояния своего счета.

Национальные особенности украинских систем Интернет-банкинга — в том, что в большинстве случаев эти услуги сводятся к информированию клиента о состоянии текущих счетов. Это возможность контролировать остаток на текущем и карточном счетах, получение выписок по счетам, блокировка платежной карты, заказ новых карт и т.д. Большинство банков не позволяют совершать онлайновые платежи с помощью системы Интернет-банкинга.

Интернет-банкинг в Украине предлагают в основном крупные банки — «Аваль», ПриватБанк, УкрСиббанк, Укрэксимбанк, банк «Финансы и Кредит», ИМЭКСБАНК и ряд других.

Банк aval.ua «Аваль» предлагает разнообразные услуги удаленного банкинга. Среди них — телефонный и мобильный банкинг; кроме этого — «Аваль» позволяет получать информацию о состоянии счета по электронной почте. С помощью системы удаленного банкинга клиенты «Аваля» могут получать информацию о состоянии счета и проведенных операциях. А пользователи системы «мобильный банкинг», ко всему прочему, могут узнать номера своих карточных счетов и полную информацию о транзакциях по карточным счетам. Также клиенты банка могут осуществлять оплату счетов за коммунальные услуги через Интернет.

Клиентам банка «Надра» доступны телефонный и мобильный банкинг, которые позволяют при помощи телефона оплачивать телефонные разговоры, в том числе — по мобильному телефону; осуществлять операции с текущим, карточным и депозитным счетами; получать информацию о ставках, курсах валют, предложениях для клиентов, акциях банка.

«Правэкс-банк» предлагает ряд уникальных услуг своим клиентам. В первую очередь, «Правэкс» — один из немногих банков, позволяющих заказать пластиковые карточки в режиме онлайн. Для заказа карточки необходимо заполнить форму на сайте, после чего сотрудники банка свяжутся с клиентом и сообщат о дополнительных операциях, которые необходимы для получения карточки. Клиентам Правэкс-банка доступна услуга «Интернет-Кредитование», используя которую, можно получать информацию о возможности кредитования в банке.

Некоторые банки Украины расширили спектр отечественного набора услуг Интернет-банкинга, дополнив его теми услугами, которые во всем мире являются обычным явлением. В первую очередь, это возможность осуществление платежей в режиме онлайн. На отечественном рынке банковских услуг таких банков всего три — «Укрэксимбанк», «УкрСиббанк», «Приватбанк».

«Укрэксимбанк» предлагает пользователям целый спектр услуг Интернет-банкинга. Система услуг под названием «Финансовый портал» позволяет получать выписки по счетам, настраивать и использовать SMS и E-mail-информирование о своих счетах, получать полную информацию о своих счетах. А кроме того, можно проводить платежи в национальной валюте с текущих и пластиковых карточек и в любой валюте между собственными счетами, блокировать и разблокировать платежные карточки, устанавливать лимиты на выдачу наличных сумм.

Стать пользователем Финансового портала, с помощью которого и можно проводить все эти операции, очень просто — для этого необходимо заполнить форму на сайте. После чего нужно будет посетить банк и получить от сего сотрудника логин и пароль доступа к системе. Кроме этого, клиентам «Укрэксимбанка» доступны услуги мобильного банкинга — получение информации о состоянии счета с помощью SMS, блокировка и разблокирование счета и услуги телефонного банкинга. С помощью последнего можно по телефону получать информацию о состоянии счета, а также данные о курсах валют в банке.

«УкрСиббанк» предлагает своим клиентам услуги Интернет-банкинга с возможностями, включающими не только информирование о состоянии счета, но и инструментами осуществления онлайновых платежей, получения информации о поступлении денежных средств по системе Western Union; также доступно получение справочных данных и копий документов; взаимодействие с менеджером-операционистом банка в режиме онлайн и целый ряд других. Также клиентам банка доступно SMS-оповещение обо всех банковских операциях и возможности телефонного банкинга.

«Приватбанк» в настоящий момент лидирует на отечественном рынке Интернет-банкинга: спектр предлагаемых через Интернет услуг в нем — самый широкий, и «ПриватБанк» — пока единственный банк в Украине, который развивает собственную систему Интернет-банкинга — «Приват24».

Пользователям «Приват24» доступны практически все основные банковские операции. Зарегистрированные пользователи «Приват 24», сидя дома за своим компьютером, могут получать полную информацию о своих счетах, более того, могут выполнять целый ряд банковских операций, не посещая отделение банка. Среди услуг, предоставляемых «Приват-24»: просмотр выписки и остатков на счете, пополнение счета, доступна также возможность открытия в «Приватбанке» как карточного, так и текущего счета. Пользователи системы могут оплачивать коммунальные услуги, открывать счета и депозиты в национальной и иностранной валюте, выполнять валютообменные операции, конвертировать валюты при перечислении средств с использованием пластиковых карт; заказывать пластиковые карты с последующим получением ее в заранее выбранном отделении банка.

Система позволяет осуществить не только внутрибанковский перевод по внутрибанковской системе денежных переводов Privat Money, но и межбанковский по системе SWIFT. Кроме этого возможен перевод по системе Western Union.

Подключение к Интернет-Банку «Приват24» производится через банкомат. Для того, чтобы стать пользователем необходимо приобрести логин и паролей входа в систему интернет-банкинга «Приват24».

Кроме этого, клиентам приватбанка доступна услуга мобильного банкинга (MobileBanking), представляющая собой средство для контроля денежных средств с помощью мобильного телефона. Точно также, владелец любой карты ПриватБанка имеет возможность подключиться к MobileBanking в банкомате ПриватБанка. Система мобильного банкинга позволяет получать информацию о своем счете, покупать ваучеры на пополнение мобильного телефона украинских операторов Kyivstar, UMC, JEANS. Также система позволяет информировать клиента о совершенных транзакциях через SMS — сообщения.

Таким образом, мы можем утверждать, что услуги удаленного банкинга постепенно, но не слишком уверенно проникают на украинский банковский рынок. Все дело в низком уровне использования Интернета. Количество Интернет-пользователей в 6-7% означает, что количество клиентов систем Интернет-банкинга по самым оптимистичным оценкам не привысит 4-5% населения страны.

По данным директора департамента розничного бизнеса банка «Аваль» Антона Романчука, online-услугами на сайте банка пользуется лишь до 2% клиентов. Аналогичную общую статистику приводит и руководитель центра электронного бизнеса «ПриватБанка» Александр Витязь — системой Интернет-банкинга «Приват24» пользуется около 1,7% от общего числа клиентов банка.

«УкрСиббанк» сообщает о количестве 1400 пользователей системы Интернет-банкинга. Других цифр мне найти не удалось, но вряд ли это число составляет больше 1% от общего количества клиентов банка. Другие банки не предоставляют данных о количестве пользователей услуг удаленного банкинга.

Возможно ли изменение подобных тенденций? Безусловно, причем — благодаря целому ряду факторов, среди которых, на мой взгляд, основным является интернетизация населения Украины. Когда доступ к Глобальной Сети станет таким же обыденным явлением, как телевидение или телефон в доме, клиенты банков начнут активнее использовать услуги Интернет-банкинга,- ведь никакая другая система не позволяет управлять своим счетом 24 часа 7 дней в неделю. А как результат, банки с разветвленными услугами Интернет-банкинга смогут завоевать больше клиентов. И это означает, что инвестиции в Интернет-банкинг — это инвестиции в будущее.

GLAVRED