Баннер — прямоугольный блок, чаще всего графический, иногда текстовый. Наиболее распространенные размеры: 468х60, 100х100; реже 88х31, 120х60, 125х125 400х40 и т.п. Графический формат — jpg или gif, в последнее время иногда png. В последнее время появилась разновидность — текстовые баннеры. Формат gif позволяет анимировать изображение, что, естественно, привлекает внимание. Баннер является ссылкой на сайт, который он рекламирует. То есть, кликнув на нем мышкой, заинтересованный прихожанин попадает прямо на рекламируемый сайт. В чем, собственно, и состоит задача баннера, кроме случаев рекламы имиджевой.

Проводить обмен показами баннеров позволяют службы бесплатного баннерообмена (СББ). Вы регистрируетесь у них и получаете специальный код, который, будучи вмонтированным в ваши страницы, позволяет показывать их баннеры на вашем сайте, в обмен на это СББ обязуются показывать ваши баннеры на сайтах своих партнеров, оставляя себе некий «навар» — в ответ на показ у вас на сайте 100 баннеров, они покажут от 50 до 91 ваших. Процент комиссионных зависит от службы и ряда условий, например, количества показов. К примеру — RLE подразделяется на RLE Classic и RLE GOLD (для сайтов, показывающих от 500 баннеров в день). Комиссия: в RLE Gold — 14%, в RLE Classic — от 14 до 50%. Баннербанк забирает себе 9%, а The BannerWorkshop Exchange II вообще осуществляет обмен 1:1. Но наиболее распространенное значение комиссионных — 10%.

Затем вы рисуете, или вам рисуют баннеры, которыми вы будете рекламировать свой сайт. Чем зазывнее и убедительнее будет рисунок и слоган на баннере, тем большее количество людей «кликнет» на нем, дабы зайти на ваш сайт. Соотношение этих самых «кликов» к числу всех показов баннеров называется CTR — и является КПД баннера. Но не только баннера, как может показаться на первый взгляд. Очень многое зависит от СББ.

Один и тот же баннер в разных СББ будет иметь различный CTR. Причем, в полном соответствии с математическими законами, при большом количестве показов, это значение будет немного варьироваться, но будет оставаться в пределах определенной цифры для каждого отдельно взятого случая баннера/СББ. Со временем, которое зависит от количества показов баннера и «мощности» СББ — количества точек, на которых демонстрируются баннеры, наступает «усталость» (есть еще термин — «сгорание») баннера — многие уже знают его в лицо и не реагируют на него — и CTR начинает постепенно снижаться.

Хорошим уровнем CTR является значение в 2-3%. То есть исходите из того, что в лучшем случае к вам будет приходит 2-3 человека на каждые сто показов вашего баннера. Чаще это значение в 2-3 меньше. И, как ни печально это заявить, за последнее время средний CTR стал ниже, по некоторым данным это диапазон 0.5-1%. Привыкли, должно быть и к сети и к баннерам. Не замечают. Что заставляет дизайнеров из кожи вон лезть, дабы замеченым и кликнутым быть. Здесь таится одна опасность, о которой можно сказать, слегка перефразируя царя Соломона — «Не обмани и сам обманут не будешь…» обманут бесцельным ожиданием прихожан. Иногда, чтобы привлечь к себе внимание, дизайнер идет на явный обман или хотя бы некоторое преувеличение действительности, которые он и излагает на баннере. Человек наивно и доверчиво делает заветный клик и, затем, осознав, что его обманули, заносит название сайта в черные списки своей памяти. Не любит человек, когда его дурят, когда его считают глупее себя. Никогда уже больше не заманить его сюда. И сам не прийдет и других предостережет. Нельзя врать,- некрасиво и себе же дороже. Это относится ко всем видам «черной» раскрутки — ради минутной выгоды потерять навсегда честное имя… Ну ладно, Бог с именем, если оно не дорого — так на сайт же ходит не будут! Ради чего ж страдать?

И еще пару слов по поводу CTR — не стоит впадать в панику, если в начале вашей компании CTR очень низок — например — 0%; также не стоит особо радоваться если он неожиданно высок — 10-30%. Помните, что реальный CTR, в полном соответствии с математическими законами «нарисуется» только тогда, когда ваши показы будут исчислятся тысячами. А иначе, что за гордость — «у меня CTR 10%!» — «а показов сколько?» — оказывается тоже 10, стало быть один раз кликнули…

Необходимо также обратить внимание на то, что не всегда баннер носит функцию этакой Вифлеемской звезды, ведущей на некий сайт. Иногда баннер несет чисто имиджевую функцию. Происходит раскрутка не сайта, а торговой марки, имени либо названия товара, проекта, фирмы и т.п. В данном случае важно количество демонстраций баннера, а не его CTR. Важна не «завлекательность», а информативность. И тут особо важен некий «положительный» образ, формируемый баннером. Важно, чтобы он не вызывал отрицательной реакции, проецируемой на объект рекламы. Особое внимание необходимо уделить и цветовой гамме, и слогану, и анимационным эффектам. То от чего в восторге будет юный геймер, вряд ли прийдется по душе президенту фирмы — потенциальному клиенту. Тут таится один секрет рекламы, хорошо известный всем тем, кто занимался тем или иным ее видом — реклама не обязательно должна нравится вам, как дизайнеру, она должна нравится потенциальному клиенту. Большинство нормальных людей с иронией или священным ужасом смотрит на телевизионные рекламные «изыски» — а на них и не расчитывали, как на клиентов, для других показывают. Потому, что это ради денег. Вот хотели бы ради искусства, тогда бы и для таких умных что-нибудь сваяли. Но реклама это один из видов поп-культуры, расчитанная на скирдование толпы и молотьбу денег, а не на персональное обаяние каждого отдельно взятого индивидуума.

Одной из наиболее популярных СББ в Рунете является RLE. Возможно так оно и есть, но ряд «странностей» этой СББ в последнее время вынудил меня значительно уменьшить количество их баннеров. В чем же выражены странности данной службы. Дело даже не в проценте обмена, который в обычном режиме РЛЕ составляет 50% — в конце-концов, насильно никто не заставляет работать на таких условиях. Дело в другом. Из всех СББ, с которыми я работал, данная выдает мне самый низкий CTR. И хорошо бы если бы разница между CTR составляла бы 20-30%, что согласуется с математическими законами. Но когда баннер, который имеет CTR 3%-3,5% на СББ LBE (кстати, настоятельно рекомендую), на трех других CББ — 2-2,7% — на RLE не набирает и одного процента, это уже странно.

Далее, когда мне нужна была некая дополнительная раскрутка и я запустил «замороженные» на счету 5000 показов, CTR составил около 0,7%, то есть 35 приходов. И все бы ничего, но дело все в том, что этот день оказался для моего сайта совсем не «рыбным» и общее количество приходов, которое зарегестрировали счетчики на сайте (от Rambler, 1000Stars, Ping) было около 20. Если еще учитывать, что обычно в нелетный день столько и приходило, возник закономерный вопрос куда же «ушли» мои приходы? Письмо, направленное мною в RLE, осталось без ответа.

Кстати, есть такая странная тенденция у целого ряда Инетовских служб — не отвечать на письма. Одно дело, если бы это были письма от влюбленных барышень или фанатеющих хакеров. Но остаются без ответа письма, в которых говорится о той или иной проблеме, возникающей при работе с данной службой. Согласитесь, молчание в ответ на просьбу помочь, крайне напоминает молчание скучающего продавца, не замечающего очереди. Либо, возникает мысль, молчат — значит есть чего скрывать, значит, и действительно они не без грешка. Странно, что пока еще они не поняли, что вежливость по отношению к своим клиентам — это один из важнейших психологических факторов, влияющих на выбор той или иной службы.

Кстати, о выборе. Как мне кажется, наиболее верным путем будет регистрация в 3-5 хорошо проверенных, наиболее CTR-овых СББ. Недаром английская поговорка предлагает не складывать все яйца в одну корзину. Всяко бывает в наших странах. И не хотелось бы однажды утром, зайдя на свой сайт — родную кровинушку — на месте баннеров увидеть пустые «оконные проемы», как после бомбежки. Да пребудет с Вам мир!

А с другой стороны, не стоит особо распылятся — слишком много времени будет уходить у вас на работу с этими службами — загрузку новых баннеров, контроль и т.п. Появилась, правда, очень удобная служба — [7]БаннерБанк — объединяющая под своей крышей и общим интерфейсом десятки баннерных служб (комиссия — 9%). Это позволяет значительно упростить работу с ними, но все-таки — все хорошо в меру. И тут не надо брать пример с автора данных строк, на сайтах которого висят баннеры нескольких десятков СББ — это не от хорошей жизни, а для получения конкретных данных по этим СББ, дабы после поделится этими данными со своим многоуважаемым читателем. Так летчик-испытатель обвешан десятками датчиков, так доктор-человеколюб испытывает на себе новые витамины… Должен же кто-то быть первым…

Кстати, о первых — такая исследовательская работа иногда и сразу приносит положительные результаты. Регистрируясь во вновь созданных СББ, автору свезло стать самым первым (!) участником одной из них, за что он был немедленно награжден 20000 показов. Что, согласитесь, приятно…

РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМАТЫ

Пока основным форматом баннера является размер 468х60 пикселей. В последнее время широкое распространение получает формат 100х100 пикселей. В качестве рекламного хода, СББ заявляют, что баннеры 100х100 могут размещаться по два (что категорически запрещено для баннеров 468х60) — и этим самым «…вы вдвое увеличиваете КПД своей рекламы». Правда при этом умалчивается, что CTR баннеров 100х100 ниже CTR баннеров 468х60. Возможно это происходит потому, что баннеры 100х100 воспринимаются больше как элемент оформления сайта, чем как собственно рекламный баннер.

Крупный прямоугольный, я бы сказал даже «наглый» в этом смысле баннер 468х60 всегда выделяется, всегда бросается в глаза. А если учесть и то, что площадь для слогана размером 100х100 явно маловата, то преимущество 468х60 как бы на лицо. Как разновидность квадратных баннеров, существует «большой квадрат» — 125х125.

Но есть у квадратных баннеров и свои преимущества — во-первых их главным преимуществом является их главный недостаток — то, что они часто воспринимаются как элемент дизайна сайта, облегчает нелегкую долю дизайнеров — баннеры легче встроить в структуру сайта, не рискуя испортить его внешний вид; во-вторых они хороши для имиджевой рекламы,- именно потому, что чисто психологически они не столь «назязчивы» как 468х60, реакция на них, точнее на информацию, которую они несут, часто более благоприятная.

Кроме вышеупомянутых форматов применяются также форматы 88х31 и 120х60. CTR первого стремится к нулю, что естественно при таком размере — создателю такого баннера нужно приложить незаурядное мастерство, чтобы его кроху заметили, а заметив, отметили кликом. Формат 120х60 поддерживает далеко не все СББ. По своим характеристикам он близок к 100х100. Часто используется как дополняющий элемент к баннеру 468х60.

Да, если разобраться, вот ведь какая задача стоит перед баннермейкером — соблазнить, заманить, убедить, наобещать с три короба-винчестера — чистый библейский змий. Только вместо яблока — баннер…

НЕКОТОРЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: БОЛЬШОЙ УДАР

Принцип состоит в том, что в течение определенного времени вы накапливаете показы, запретив демонстрацию своего баннера и показывая при этом чужие. Затем, в один прекрасный день, вы включаете показы и имеете:

положительные стороны
Одним из основных парадоксов Сети состоит в том, что для того чтобы сайту стать популярным он уже должен быть быть популярным. Типа — чтоб заработать много денег, надо иметь много денег. Количество прихожан резко увеличивается, к примеру, если сайт попадает в первую двадцатке Рамблера (о каталогах — в следующих рассылках). И вот именно для таких вот «попаданий» вполне может пригодится технология «большого удара». Вбросив несколько тысяч — десятков тысяч показов, вы получаете (от хорошого баннера на хорошей СББ) десятки и сотни приходов. И ваш сайт вырывается на первые позиции каталогов, на него обращают внимание — и начинается цепная реакция приходов.

Но, здесь крайне важно тщательно изучить «поле боя». Зарегистироваться в каталогах, которые «рейтингуют» своих участников, определить противников — в течение нескольких дней, а лучше недель (как раз за время, когда копятся показы) — кто и на сколько опережает вас в каталоге. Достаточно ли будет вбрасывания вашего количества показов для выхода в лидеры и т.п.

Кроме того, немаловажным фактором является выбор дня «большого удара». Есть одна очень интересная, но мало изученная закономерность — зависимость количества приходов от дня недели. При этом также важна тематика сайта. Например, в четверги количество прихожан на сайты с художественным содержанием выше, чем в другие дни. Я уже не говорю о спаде кривой посещения в пятницу и об развлекательном уклоне в понедельник, что совершенно не удивительно — не легко так сразу в работу вгрызаться…

отрицательные стороны
Во-первых, во время «большого удара» CTR баннера обычно ниже, чем при постоянном его показе.

Во-вторых, никто не застрахован от несчастного случая. Если ваш основной соперник в этот день тоже начал свою рекламную кампанию (например, о его сайте написали в популярной рассылке), то результат может оказаться совсем не таким, каким вы его ожидали…

Владимир Харченко