Многие читатели спрашивают: как найти деньги под свой проект? Сразу хочу сказать: это сложная задача. В традиции отечественного предпринимательства выпячивать идею и предлагать под идею инвестировать. На Западе так не работают. Идея — это довольно малая часть бизнес плана. Что же хотят видеть инвесторы?
Менее 1% всех, кто обратился за капиталом к венчурным капиталистам получают финансирование. В чем же проблема? Рост количества предпринимателей совпадает с ростом капитала предназначенного для инвестирования. Давайте взглянем на рынок инвестиционных проектов глазами менеджера инвестиционного фонда.
Им движет страх. С одной стороны, страх вложить деньги в убыточный проект. Ведь в конце концов от успешности вложений зависит то, уволят его или же, наоборот, повысят. Его личное благосостояние находится в руках менеджеров проинвестированных проектов. С другой стороны, его преследует страх «проморгать» проект, который может принести баснословную прибыль и вывести его фонд на передовые позиции инвестиционного рынка. Какой выход из этой, казалось бы, тупиковой ситации? Пытаться снизить уровень риска инвестирования в плохие, убыточные проекты.
Обычно для предпринимателей их бизнес является их детищем, в отношении которого они не терпят никакой критики, они уверены, что они правы. И это имеет свою положительную сторону. Ведь именно вера в успех была для многих предпринимателей залогом такового. Однако уверенность в себе и успехе не может быть правом на чьи-то деньги. Новый бизнес-проект обычно отклоняется по следующим причинам:
* Концепция не несет в себе никакой новизны для уже существующего рынка;
* Идея хороша, но управленческая команда очень слабая;
* Предприниматель хочет получить деньги, ничего не отдавая взамен;
* Инвесторы не смогут работать с предпринимателем в силу его личностных недостатков;
* Предложение находится вне области интересов инвесторов;
* Сам подход к бизнесу неправильный.
Некоторые инвестиционные проекты не получают денег по одной простой причине: инвесторы не разделяют энтузиазм предпринимателя. Другими словами, проект их не вдохновляет. А, как мы знаем, вдохновение — очень субъективная вещь.
И прежде чем предприниматель попросит деньги, он должен задать себе вопрос: а зачем, собственно, мне нужны инвесторы? Только из-за денег? Или для престижа? Или потому что инвесторы выведут его на нужных людей с нужным опытом?
Предприниматель также должен поизучать рынок инвестиционных фондов. Как правило каждый фонд имеет специализацию. Кто-то вкладывает деньги в фармацевтику, кто-то — в производство ботинок, кто-то — в торговлю нефтью и т.д. Лучше и проще всего для начала посмотреть их Интернет-сайт и получить представление о том, что их интересует.
Список инвестиционных фондов для начального контакта должен быть коротким. Узнав, что вы контактируете и другие фонды в то же самое время, многие менеджеры отклонят ваше предложение только на этом основании. Последнее дело посылать им по электронной почте огромный бизнес-план. Всякая начальная презентация перед инвесторами должна быть краткой, фокусироваться на идее, обозначать четко положительные навыки участников управленченской команды и показывать коммерческую сторону предприятия.
Фокус на команде очень важен и это именно то, что большинство русских компаний, ищущих инвестиции, забывают. Еще один важный момент, о котором в недавнем прошлом никто в России не задумывался — это то, что деньги инвестору нужно отдавать. И он расчитывает на прибыль, иначе давать вам деньги для него не имеет никакого смысла. Каждый тип инвестора расчитывает на прибыль по-своему. Венчурный капиталист, например, захочет учеличить свою долю капитала не менее чем на 30-40% через год. Смежное зарубежное предприятие будет скорее заинтересовано в рынке, нежели в отдаче (будьте начеку, кто-то очень может быть попытается купить ваш бизнес для того, чтобы его уничтожить как конкурента). Частный инвестор маловероятно вложит деньги в предприятие, которое находится на территории бывшего Советского Союза, если только он — не филантроп типа Джорджа Сороса.