Моя трудовая деятельность началась с «асучивания». Это словообразование от аббревиатуры АСУ (автоматизированные системы управления) очень точно отражало сущность странного явления. Странность заключалась в том, что на государственном уровне было велено автоматизироваться, администрация предприятий (примерно до уровня начальника цеха или отдела) — где-то с энтузиазмом, где-то смирившись — допускала автоматизацию на производство, а вот непосредственные контактеры чинили препятствия. Мотивы сопротивления были понятны — люди боялись, что вычислительная техника вытеснит их с производства, а осваивать новое, переучиваться — неохота.

Казалось бы, Интернет должен был изменить мышление — ведь человек получил мощный инструмент для реализации своих замыслов. Использовать информацию на дармовщинку научились сразу, быстренько оценили достоинства электронной почты, стали забивать информационное пространство своими виртуальными ликами, добрались до электронного бизнеса и… остановились. Стали придумывать причины, которые якобы мешают развитию электронного бизнеса (то законов нет, то народу в Интернете маловато). Между тем, Интернет, — а именно сектор B2B — дает реальный шанс предприятиям бывшего Союза работать наравне с развитыми странами. И вот тут-то задача IT-специалистов найти путь к сердцу Пользователя, чтобы обеспечить себе пожизненные финансовые и интеллектуальные перспективы. И путь этот, на мой взгляд, освещает Macromedia Flash.

Нынешнему руководителю никто не планирует сроки автоматизации производства, а посему прежде чем расстаться с деньгами, он хочет уяснить выгоду от электронного бизнеса и дать соответствующий приказ менеджерам. Казалось бы, выгоды очевидны: выбор лучшего товара, лучших поставщиков независимо от их географического положения, эффективное продвижение товара/услуг на мировой рынок, снижение накладных расходов и сокращение времени на заключение сделки. А сектор B2B, кроме того, позволяет попробовать что за бизнес этот электронный бизнес без особых расходов и рисков — ведь все происходит по отработанной схеме (т.е. отсутствие законов здесь не причем): организация-продавец предлагает товар организации-покупателю;

организация-покупатель посылает заказ на товар и формирует соответствующее платежное поручение в свой банк;

банк организации-покупателя переводит деньги в банк организации-продавца;

банк организации-продавца извещает об осуществлении платежа.

Так почему же бизнесмен вредничает? А поставьте себя на место делового человека: посетив любой портал B2B, он оказывается один на один с неохватной информацией — подчас устаревшей или непроверенной. Предлагая бизнесменам воспользоваться услугами электронных торговых площадок, я постоянно слышу: «А как мне работать со всем этим? Это когда ж я все пересмотрю? Лучше я старыми проверенными методами…»

А что в это время делает капризный Заказчик интернет-проекта? Он требует от разработчика внешней завлекательности сайта, насыщенности информацией на все вкусы и, конечно, как можно быстрее запустить проект. Исходя из этих соображений, Заказчик цепляется за традиционные технологии HTML, DHTML и Java. Между тем, технологии Flash как бы нарочно созданы, чтобы товар интернет-продавца заметили. А поскольку порталов B2B, реализованных во Flash-технологии мало, то здесь еще скрыт шанс стать лидером (а затем и удержать лидерство) в секторе B2B. В презентационных возможностях Macromedia Flash (возможность объединить в одном формате текст, графику, звук, анимацию и интерактивные компоненты) заложен еще один из источников прибыли B2B-проектов: продавец может разместить на электронной торговой площадке рекламный Flash-клип об организации-продавце. И все это компактно и зрелищно. Как это ни громко звучит — но во многом от нас, IT-специалистов, зависит успех производителей бывшего Союза на мировом рынке. Ведь нынче и на Западе электронный бизнес пока только пробует силы. Если владельцы B2B-проектов хотят завоевать сердца потенциальных клиентов, они должны пересмотреть стиль работы с клиентами и дизайнерские решения своих проектов. О том, чем завлечь клиентов на электронную торговую площадку и как их потом удержать говорят много, но вот что действительно хотят Пользователи можно узнать благодаря американской компанией Globus International Resources Corp.

По заказу компании Globus International Resources Corp. программисты Украины создали многоязычный интернет-портал — Глобальная Сеть Электронной Торговли e-GlobusNet с использованием Macromedia Flash 4. В качестве базового языка разработки использован — ActionScript. По тому, как доброжелательно к порталу e-GlobusNet относятся пользователи, получился неплохой инструмент для крупноптовой торговли. А все, потому что разработчики не забыли, что большинство пользователей не обладает ни навыками работы с вычислительной техникой, ни интуитивным мышлением, ни желанием читать сообщения. Кстати, благодаря этому многоязычному порталу зарубежные бизнесмены работают с известной им американской компанией, а бизнесмены бывшего Союза — получают возможность работать на мировом рынке, не рискуя нарваться на мошенников.

Светлана Беркут