По роду деятельности нашей юридической фирме довелось несколько раз выступать консультантом международных инвестиционных институтов, при покупке Рунет компаний и инвестировании в Рунет проекты. Естественно, что иностранный инвестор, прежде чем вложить свои немаленькие долларовые средства в интернет проект, изначально хочет удостовериться, что вливание не уйдет в песок. Однако, даже самое поверхностное изучение юридических основ проекта, показывает, что таких основ просто нет, а если они и есть, то это не что иное как тот самый песок, куда пойдут инвесторские капиталы. К сожалению, по причине профессиональной этики я не могу ссылаться на конкретные примеры, но поверьте, даже монстры Рунета по большей части существуют только виртуально, не имея корней и связей с почвой.

Рискуя оказаться болью в «затылке», я тем не менее попытаюсь концентрировано изложить свои наблюдения, чем помогу раздраженному интернет коммерсанту сберечь или заработать несколько сот тысяч долларов.

Начнем с момента основания проекта. В какой организационно-правовой форме он существует? Это общество с ограниченной ответственностью? Закрытое или открытое акционерное общество? Половина проектов, к сожалению, организационно не оформлена совершенно. Они либо существуют как подразделение какой-нибудь программной, компьютерной или телекоммуникационной фирмы (причем зачастую даже такое разделение существует только в голове директора всей компании. Попытки юриста увидеть структурно обособленный проект со стороны оканчивается безуспешно), либо это просто группа гениальных компьютерных индивидуумов, которые создали отличный продукт, но не подумали над тем, кому он принадлежит. Понятно, что создание юридического лица, его удержание на плаву (ежеквартальные отчеты, налоговые расчеты, декларации даже при отсутствии прибыли должны сдаваться в налоговые органы, в противном случае штрафы не заставят себя долго ждать) довольно обременительное занятие и требует определенных финансовых затрат (уставный капитал, пошлины, зарплата бухгалтеру…), но существуют организационные формы, которые реально и законно позволяют предприятию оформиться как субъекту бизнеса со всеми причитающимися правами, минимумом обязанностей и годовой стоимостью US$150.

Теперь о той половине, которая удосужилась организационно оформиться. Главная проблема – отношения акционеров (участников). Бизнесмены — люди творческие, а бизнесмены-компьютерщики-программисты — тем более (хотя чаще встречаются программисты-небизнесмены и тут уж полный караул, как говорится «дурак страшен не отсутствием ума, а его зачатками»), и на этапе реализации своих творческих устремлений они часто расходятся в подходах, формах и способах, ссорятся и разбегаются, при этом не оформляя развода официально. То есть, на момент когда инвестор хочет купить акции, он обнаруживает, что они находятся в руках 4-8 держателей, которые друг друга даже видеть не хотят, но могут тем не менее уступить акции за сумму в 3-4 раза превышающее то, что инвестор готов заплатить и 15-20 раз превышающую текущую рыночную стоимость акций. Про трупы в результате акционерских разборок в этой среде я пока не слышал (видимо люди обремененные интеллектуальными способностями, а не физическими, предпочитают какие-то другие формы уничтожения противника, наверное такие же виртуальные, как и их интернет-проекты).

Интеллектуальная собственность интернет-проекта, ее оформление и ее защита, начинаются и заканчиваются, как правило, регистрацией доменного имени. При ближайшем рассмотрении, однако, оказывается, что гордое имя web-сайта, зарегистрировано на имя какого-то волосатого отрока с красными глазами, который клянется, что это чистая формальность, а имя на самом деле принадлежит компании. В других случаях проверка показывает, что имя все-таки зарегистрирована на компанию, но не на ту что продается, а на ту где остались акционеры с которыми давно поссорились. Дизайн, программы, наполнение сайта не оформлены никак. То есть, как и в случае с организационной формой, люди построили дом, установили в нем навороченную технику, но при этом абсолютно не озаботились получением разрешений на участок земли под домом, регистрацией вновь созданного недвижимого имущества, получением сертификатов и лицензий на использование техники, и хотят теперь чтобы у них это все купили. Smirnoff накрыло почти сто лет спустя, просто потому, что люди не смогли доказать правомерность использования имени Смирнов. Хороший интернет магазин накроет раньше: как только у него заведутся деньги. «Настоящие» авторы программы, дизайна и т.д. не замедлят появиться в нужный момент и удостоверить свои авторские права, естественно с намерением проковырять маленький ручеек от большой финансовой лужи, в которой вы пребываете благодаря вашему инвестору.

Интересно еще наблюдать, как «продвинутые» интернет-бизнесмены регистрируют на себя в Рунете известные во всем мире доменные имена в расчете получить денег с нерасторопливого монстра в момент, когда он появится на горизонте безбрежных просторов нашей родины. К вашему сведению AOL.com никогда не купит ваш AOL.ru по той простой причине, что интернет не имеет границ и пользователи AOL.com в России могут пользоваться комовским сайтом так же легко, как и сайтом ru. Более того, тенденция такова, что в случае усиления налогового пресса в интернете, интернет магазины могут перекочевать в оффшорные зоны и ваша ru регистрация тем более никому не будет интересна.

Материальные активы многих проектов (железо, софт, дрова) хотя и имеют способность быть осязаемыми, на самом деле, с точки зрения инвестора, тоже находятся в виртуальной реальности. Их невозможно обнаружить на балансе тех, кто все-таки структурно обособился (про тех, кто не обособился лучше не вспоминать), так как чаще всего они даны попользоваться учредителем или спонсорской фирмой. При этом юридической основой пользования являются дружеские отношения дающего и получающего. Инвестор, конечно же, имеет возможность увидеть железо, генерирующее ту радужную оболочку на экране, которая так завлекла его, но ни купить это железо, ни взять в пользование напрямую у владельца интернет-проекта он не может (владелец не может продать то, что ему не принадлежит. Дружеские же связи, так же как и супружеские, передать в пользование также очень затруднительно).

Аренда телекоммуникационной линии. Проект сидит на том же проводе, что и учредители. Даже простого договора субаренды естественно нет.

Аренда помещения – ария из оперы описанной выше. Все располагается на площади друзей, учредителей спонсоров, на каком основании не известно.

Платежные системы интернет магазинов вне даже скудных российских законов. Ни про какие разрешения, лицензии, сертификаты ФАПСИ никто не слышал.

Налоги e-commerce — головная боль Европы и Америки, но никак не Рунета. Здесь никто такими пошлыми темами не грузится. Хотя по большому счету, редкий интернет проект достигает той точки, когда появляются реальные платежи и возникают налоги.

В конце, в качестве утешения Рунет-активистам, можно сказать, что опыт работы с первой волной иностранных Рунет инвесторов показывает, что они зачастую проявляют крайнюю неразборчивость, обычно им несвойственную, и как вороны хватают то, что блестит, не обращая внимания на предупреждения юристов. Нас же утешает то, что они по крайней мере платят за предупреждения и то, что стратегические инвесторы, в отличие от перекупщиков, более тщательно отбирают свои покупки.

MAX
https://www.lawfirm.ru/