Потребители, решившие, что электронная коммерция избавит их от похода по магазинам и от траты своего драгоценного времени, перенеся эти заботы в теплое домашнее кресло, возможно, все же ошиблись и переоценили ее перспективы. Компании же, обещавшие еще в недавнем прошлом изменить понятие о совершении покупок любых товаров, начиная от книг и заканчивая бензином и различными безделушками, не смогли совершить революцию в сфере электронной торговли.

Потребители, решившие для себя, что электронная коммерция избавит их от похода по магазинам и от траты своего драгоценного времени, перенеся эти заботы в теплое домашнее кресло, возможно, все же ошиблись и переоценили ее перспективы.

В последнее время, главным образом в последние несколько недель, многие компании, занимающиеся электронной торговлей онлайн, вынуждены были приостановить ряд операций или существенно увеличить цены на свои товары. Среди таковых оказались и сразу три известных предприятия, обещавших еще в недавнем прошлом изменить понятие о совершении покупок любых товаров, начиная от книг и заканчивая бензином и различными безделушками.

На прошлой неделе Urbanfetch.com, которая создала себе безупречный имидж, доставляя любые приобретенные онлайн товары прямо к порогу дома в течение одного часа, прекратила обслуживание клиентов в США и Великобритании. Теперь компания займется лишь обслуживанием некоторых компаний и частных лиц, выполняя роль, фактически, не более чем курьера.

За неделю до этого Webhouse Club — онлайновая компания, занимающаяся продажами бензина и бакалейных товаров, объявила о своем закрытии.

Между тем, король в мире онлайновой розничной торговли, компания Amazon.com, снизила размеры скидок на книжную продукцию ту, на которой фактически была построена вся репутация компании. Таким образом, возможность приобретения книги с большой скидкой и доставкой, входящей в стоимость покупки, осталась в прошлом.

Так, обещанная электронная революция потерпела неудачу. По мнению аналитиков, главной причиной фиаско стало то, что инвесторы просто потеряли терпение в ожидании более значительных результатов и масштабов развития онлайновой торговли, а также рассчитывая на большие, чем оказалось на самом деле, прибыли, приносимые прямыми участниками рынка электронной коммерции. В свою очередь многие компании, реализующие свои товары посредством Интернет магазинов, недооценили и суммы расходов по завоеванию имени на рынке на доставку проданных товаров.

Во время бума Интернет коммерции, развивающейся в последние два с половиной года наиболее стремительно, люди, выступающие в роли потребителей, действительно поверили, что Интернет изменит понятие о совершении покупок. Однако на самом деле все оказалось не так просто. Оказывается, что Интернет магазины не могут заменить реальные, они могут служить лишь их дополнением.

В свою очередь и сами покупатели не поспешили отказываться от посещения обычных магазинов. Большинство не оставило привычку совершать ежедневные приобретения в городских универмагах, небольших магазинчиках и ларьках, расположенных рядом с домом, способствуя, таким образом, совсем не развитию электронного бизнеса. Так, надежды, которые питали руководители виртуальных магазинов еще два года назад, не оправдались.

Поэтому сейчас, найдя, по их мнению, один из выходов из создавшегося положения, электронные продавцы стараются сфокусировать свое внимание на товарах, которые не доступны покупателям в обычных магазинах по причине либо места их происхождения, откуда доставка товаров в городские магазины не выгодна, либо по каким-либо другим причинам. Также Интернет компании усвоили и еще одно: приобретение крупногабаритных товаров онлайн с доставкой гораздо выгоднее совершения аналогичной покупки в реальном магазине, чем умело и оперируют.

Однако, несмотря на якобы заметную визуальную популярность электронной торговли, по данным агентств изучения рынка на сегодняшний день она составляет лишь 1% от общего объема продаж товаров и услуг на рынке.

Привычка большинства потребителей покупать товары в обычных магазинах сказывается и на курсе ценных бумаг крупнейших онлайновых магазинов. Например, акции той же Priceline упали в цене более чем на 90% с марта месяца, а Amazon потеряла 80% стоимости ценных бумаг с декабря. Такое падение стоимости акций формирует негативное соответственное мнение инвесторов, будь то вкладчики венчурного капитала, частные инвесторы или институты, о том, что на сегодняшний день Веб-продавцы концентрируют свое внимание скорее на увеличении прибыли компании, чем на предоставлении каких-либо льгот покупателям. Такая тенденция может сложиться и в будущем, поэтому финансирование таких проектов все менее активное.

В результате, ведущие Интернет компании вынуждены закрываться или объявлять о банкротстве. Кстати, среди таковых можно отметить и Value America, и Boo.com, и Living.com. Отсутствие же финансирования влияет и на идеи новых перспективных проектов, которые, возможно, так и не будут реализованы. Возьмем, к примеру, случай с подразделением компании Priceline, WebHouse. Глава и основатель Priceline Джей Уокер, принявший пару месяцев назад решение инвестировать порядка 125 миллионов долларов в WebHouse, продав при этом часть акций Priceline, заявил, что для развития начатого проекта у него просто не хватило средств. Уокер хотел внедрить идею работы Priceline в модель WebHouse. Суть ее в том, что покупатель самостоятельно может устанавливать цену на авиабилеты, места в гостинице и так далее, таким образом как бы торгуясь с компанией. Однако в случае с бакалейными товарами это не прошло, и в какое — то время Уокеру пришлось даже самому доплачивать за приобретенные товары.

Одной из проблем, с которой также сталкиваются Интернет компании, является невозможность достучаться до большого числа потребителей. Изначально люди полагали, что действительно со временем Интернет компании станут огромными центрами, количество клиентов которых станет просто невообразимо большим. Однако последние не смогли добиться таковых результатов. Отчасти причиной этого является желание людей приобрести в Интернет-магазинах лишь те товары, которые окажутся экономически выгодными и в плане цены и в плане доставки. Конечно, доставка одно из преимуществ Интернет торговли, однако себестоимость ее довольно высока, особенно в случаях, когда покупатель заказывает лишь банку кофе или видеокассету. Таким образом, расходы по доставке иногда могут превысить стоимость самого приобретения, что очень невыгодно покупателю, равно как и продавцу.

Интернет-магазины также вынуждены смириться и с огромными расходами на маркетинг и рекламу, а ведь изначально они полагали, что данные затраты окажутся минимальными по сравнению с рекламой реальных магазинов следует лишь раз сообщить потенциальному покупателю адрес Веб-сайта в Сети, и торговля пойдет сама собой. Эта теория оказалась в корне неверной. Ведь реальные магазины находятся прямо по пути людей на работу и с работы. Красочные вывески так и бросаются в глаза. Адрес же Интернет сайта легко забывается, ибо таких во Всемирной Паутине — миллионы. Поэтому многие онлайновые компании вынуждены строить свои реальные торговые центры параллельно с виртуальными.

В конечном счете, выходит, будущее Интернет-коммерции лежит в заполнении ниши рынка товаров, которые нельзя приобрести в обычном магазине или ларьке. Онлайновая коммерция оказалась весьма полезной и удобной для потребителей, равно как и популярной, однако ее услугами пользуется лишь 1% от общей массы. Поэтому сегодня остается лишь гадать, насколько привлекательной и перспективной окажется электронная торговля для будущих поколений и какова же участь остальных компаний, выживших и борющихся за свое существование во многих случаях очень даже успешно.

Александр Самосудов