Создание действительно успешного Интернет-проекта представляет собой сложную управленческую и техническую задачу. Действовать наскоком — значит заранее обречь свой проект на неудачу, каких так много уже было и еще будет в Интернет. По статистике, прогорает от 70 до 80% сетевых проектов, и это в странах, где уже наработан немалый опыт создания и администрирования эффективных Web-сайтов. Если же говорить о РУНЕТ и УАНЕТ, то здесь авторы коммерческих проектов являются кем-то средним между первопроходцем и сапером с завязанными глазами. Однако факт появления достаточно успешных коммерческих Web-сайтов свидетельствует о том, что у нас есть люди, успешно соединяющие отвагу и решительность Ермака Тимофеевича со сметкой и деловитостью старого российского купечества.

Если вы решили принять деятельное участие в развитии отечественного электронного рынка, вам могут пригодиться краткие методологические рекомендации по разработке коммерческого Интернет-проекта.

Для того, чтобы повысить шансы на успех, работу по реализации вашего замысла стоит разбить на несколько этапов, каждый из которых будет включать в себя целый ряд необходимых шагов.

1. Этап планирования.
На этом этапе необходимо определиться с наиболее общими вопросами и проблемами.

1.1. Выбор цели проекта. Если вы как организатор всего проекта не совсем четко представляете его цель, то как вы сможете что-либо объяснить исполнителям?

1.2. Определение целевой аудитории. Любой Интернет-проект предполагает активную работу с аудиторией. Кто это будет? Что они хотят услышать? Что вы сможете им сказать? Если у вас уже есть клиенты, то имеют ли они выход в Интернет, электронную почту? Задайте себе как можно больше вопросов о потенциальных клиентах, и вы сможете правильно спланировать сайт, начиная от его внешнего вида и заканчивая технически сложной начинкой.

1.3. Определите, чего вы хотите добиться, и какие ресурсы у вас уже есть. Проведите маркетинговые исследования, обязательно посетите известные вам сайты ваших конкурентов. Попробуйте выполнить все действия, которые вам предлагает их сайт. Отметьте для себя все сильные и слабые стороны и учтите их при разработке своего проекта.

Привлеките к обсуждению проекта служащих различных отделов вашей компании. Наверняка, кроме их нужд и пожеланий вы получите пару-тройку дельных мыслей относительно сервиса и содержания планируемого сайта. Иногда совет неспециалиста в силу своей свежести и незашоренности стоит десятка стандартных рекомендаций опытных специалистов.

Определите, какое аппаратное и программное обеспечение вам потребуется, а также сможет ли кто-то из ваших сотрудников принять деятельное участие в планировании и работе над проектом.

1.4. Начинайте с малого. Из всего многообразия идей, которые уже наверняка роятся в вашей голове, выберите наиболее легко реализуемую. Вы только начинаете свою деятельность в сети, и для вас важным будет достичь первых успехов, чтобы не разочароваться в электронной коммерции вообще.

Не пытайтесь точно рассчитать все затраты — это нереально. Но представлять себе ориентировочный объем расходов все же необходимо. Эта тема выходит за рамки статьи и требует отдельного рассмотрения. Как рассчитать расходы на реализацию Интернет-проекта — этому будет посвящена одна из следующих публикаций. В любом случае, предусмотрите 10% средств на непредвиденные расходы.

Спланируйте основные этапы и операции, которые должны быть выполнены. Не устанавливайте точную и жесткую дату окончания работы над проектом, чтобы не устраивать аврала. Определите лишь приблизительные сроки.

2. Этап реализации проекта.

2.1. Найдите менеджера проекта. Хороший менеджер — половина успеха. Если у вас немного работников или нет специалиста, который взял бы на себя такую ношу, обратитесь к услугам платных консультантов. Несмотря на то, что на первый взгляд, это стоит дорого, в конечном итоге работа с опытным специалистом сэкономит вам и время и деньги, которые были бы потрачены на пустые эксперименты.

Как вариант, вы можете лично возглавить проект. Реально оцените, есть ли у вас для этого знания, а самое главное — время, так как работа над Интернет-проектом между делом чревата возможным фиаско.

2.2. Добейтесь единодушной поддержки проекта всеми ведущими специалистами и руководителями вашей организации. Есть очень много примеров, когда блестящие проекты гибли из-за непонимания или недоверия людей, от которых зависело выделение средств, ресурсов или своевременное предоставление информации.

Используйте в первую очередь аргументы из области управления и бизнеса, а не технической реализации проекта. Убедите своих оппонентов, что в случае успешной реализации дела компании на конкретном участке пойдут в гору. Не стройте воздушных замков и будьте предельно конкретны.

2.3. Сформируйте рабочую команду. Привлеките в нее служащих разных отделов, в первую очередь тех, кто проявляет заинтересованность в успехе проекта. Очень важно так подобрать людей, чтобы они составили единый коллектив, объединенный общей идеей разработки Интернет-проекта.

2.4. Создайте полное описание вашего проекта. Для этого задействуйте менеджера проекта и рабочую группу. Должно быть составлено подробное описание всего Интернет-проекта, определены обязанности, сроки и формы отчетности каждого исполнителя.

Не забудьте о вопросах компьютерной безопасности. Их нужно планировать заранее, чтобы не столкнуться с необходимостью переделывать уже готовые решения.

Если чувствуете, что опыта вашим сотрудникам не хватает, наймите для решения конкретных задач специалистов (например, компьютерного графика). Повторюсь, в конечном итоге это будет быстрее и дешевле, чем проводить ненужные эксперименты за ваш счет!

2.5. Окончательно определитесь с необходимым аппаратным и программным обеспечением. Выберите провайдера, тип подключения, место размещения сайта. Не торопитесь, тщательно изучите все предложения и выберите лучшие. Иначе столкнетесь с необходимостью переходить от одного провайдера к другому. А это лишние расходы, которых вполне можно избежать.

2.6. Разработайте рабочую версию проекта и проведите его тестирование. Привлеките к тестированию неспециалистов, так как таких будет большинство среди посетителей вашего сайта. Дайте им вволю походить по вашим ссылкам. Внимательно выслушайте все замечания. Может быть, некоторые покажутся вам дилетантскими, но если вы услышите их несколько раз, то исправьте то, о чем просят ваши испытатели.

Покажите ваш сайт специалистам, выслушайте их мнение. Помните, что в первое время вам не избежать доделок и переделок. Примите проблемы спокойно — все через это проходят. Вот только не старайтесь добавить сразу новые функциональные возможности. Лучшее — враг хорошего, и нигде эта поговорка не оправдывается так, как в программировании!

И только после того, как вы исправили все, что считали нужным, можно переходить к этапу эксплуатации — «раскручиванию» и сопровождению сайта.

3. Этап эксплуатации Web-сайта.
Непосредственная работа по рекламе сайта и его сопровождению. Обслуживание клиентов и маркетинговые исследования.

3.1. Сделайте рекламу своему сайту. Этим стоит заняться лишь тогда, когда вы окончательно уверились, что сайт полностью готов к работе. «Раскрутка» сайта — довольно сложное дело, требующее серьезного отношения. Иначе вы рискуете оказаться в роли продавца газированной воды в пустыне. Вроде и нужное дело, но никто о вас не знает и не приходит, а бизнес стоит. Эта тема настолько глубока, что требует отдельного рассмотрения.

Ну а пока можно посоветовать действовать как можно более активно. Я бы даже сказал — агрессивно, однако не стоит забывать о сетевом этикете. Поместите информацию о вашем сайте во все поисковые машины, которые вам известны. Воспользуйтесь услугами автоматической регистрации сайтов. Оповестите об открытии сайта всех своих клиентов и партнеров. Правильно напишите Метатеги. Поместите информацию в соответствующие по тематике группы новостей, но делайте это очень осторожно. Иначе вас заподозрят в спаме (непрошеная реклама), и тогда вы узнаете, что такое настоящие неприятности!

3.2. Изучайте мнение посетителей. Для этого вы можете использовать как сообщения, которые вам будут направлять пользователи (я надеюсь, вы не забыли сделать специальную страницу на сайте — «обратная связь»), так и статистику посещения каждой страницы вашего сервера, а также загрузки файлов, предназначенных для пользователей. Имея в руках такое мощное интерактивное средство для ведения маркетинговых исследований, вы не должны упустить возможности, недостижимые ни при каком другом способе работы с клиентом. Мнение ваших клиентов должно стать для вас путеводной звездой, и она приведет ваш бизнес к успеху.

3.3. Не забывайте о модернизации сайта. Нет ничего более противного взору пользователя, чем одни и те же внешний вид, набор функций и содержание сайта. Постоянное обновление информации должно стать одним из важнейших принципов вашей работы в Интернет. По возможности добавляйте новые функциональные возможности, но делайте это постепенно, предварительно полностью отладив все нововведения на макете сайта, размещенном на одном из ваших обычных компьютеров.

3.4. Последнее по порядку, но не по значимости. Все ваши усилия по разработке сайта, привлечению посетителей, расширению функциональных возможностей будут напрасными, если вы не сумеете организовать обслуживание клиентов. Ответы на их письма в день получения должны стать нормой. Большинство успешных компаний поступает так, и ваши клиенты просто не поймут вас, если им придется ожидать ответа несколько дней. Но не стоит думать, что вся работа с клиентом состоит только в переписке с ним. Вся ваша деятельность, в конечном счете, должна быть направлена на привлечение и удержание клиента. Он должен быть обласкан и удовлетворен, и тогда его благодарность вы сможете наблюдать на своем растущем счете в банке.

В Украине сейчас наблюдается явный рост интереса к электронной коммерции и бизнесу в Интернет. К сожалению, все это происходит на фоне дефицита как информации, так и квалифицированных специалистов. В этой ситуации большинству руководителей Интернет-проектов приходится полагаться исключительно на свои силы. Но именно так и формируется отряд специалистов по электронной коммерции.

Надеюсь, изложенная информация пригодится вам в работе по созданию собственных Интернет-проектов. Я готов ответить на возникающие вопросы и буду рад, если моя помощь окажется вам полезной.

Успехов вам и вашему бизнесу!

Роман Павлович, зам. директора технологического центра «Сигнал»
по науке и технологиям, к.т.н., Харьков.
Тел. (0572) 30-35-45, 36-86-74
.