Удачный web-сайт — это в высшей степени эффективный инструмент торговли — он способен захватывать внимание аудитории. Как и любой другой маркетинговый инструмент, основанный на принципе непосредственного отклика, прежде всего он должен заинтриговать посетителя, а затем сподвигнуть его на определенные действия. Однако, многие игнорируют эту особенности главной страницы, что часто приводит к тому, что посетители не задерживаются на сайте надолго и покидают его, едва зайдя. Такие web-сайты, пусть даже содержащие иногда огромное количество полезных советов и статей, практически никогда не достигают предполагаемого уровня посещаемости, не говоря уже о продажах.

Сделав всего несколько изменений, вы сможете превратить свой web-сайт в более надежный и эффективный инструмент. Важно помнить, что изо дня в день на ваших потенциальных клиентов обрушивается поток информации и различных рекламных сообщений, и что в плане завоевания их внимания существует предельно жесткая конкуренция. Web-сайт, способный привлечь внимание и вызвать любопытство, побудит клиентов не только просмотреть оставшиеся страницы и совершить покупки, но и снова посетить его через некоторое время, а также рекомендовать своим друзьям и знакомым.

Вот несколько основных правил, на основе которых следует составлять главную страницу сайта:

Найдите свою аудиторию

Обращайтесь исключительно к целевому сектору рынка! Народная мудрость гласит, что «вы не можете быть всем для всех». Однако, вы можете довольно эффективно позиционировать свой сайт, обратившись к потребностям определенной группы людей. Звучит парадоксально, но вы на самом деле можете получить больше, ограничив круг своих клиентов. Это значит, что вы полностью отдаете себе отчет в том, кем являются ваши клиенты/посетители и что движет ими при принятии решении о покупке. Поэтому, проведите необходимую подготовительную работу. Изучите своих клиентов, их специфические потребности и психологические особенности. Сфокусируйтесь, как луч лазера, на своей нише, и ваш сайт оставит желаемый отпечаток в сознании ваших клиентов.

Web-сайты, специализирующиеся на очень узкой тематике, вызовут гораздо больший интерес посетителей, в особенности тех, кто знает, чего хочет и наиболее склонен к покупке. Взгляните на вещи с такой стороны: Когда вы сужаете рамки своего сообщения и фокусируетесь на определенной группе покупателей, вы решаете 50% задачи уже на первой минуте, как только ваш потенциальный клиент открывает начальную страницу сайта. Оставшиеся 50% решения — дело содержания сайта (его текста, содержания вашего предложения и разного рода мотивирующих хитростей).

В Web концентрация маркетинговых усилий на определенной группе потребителей особенно важна, так как у людей нет достаточного количества времени на тщательный просмотр всего сайта, не говоря уже о поисковых результатах или об Интернете в целом. Если ваш сайт уникален, узко специализирован и посвящен одной определенной теме, у посетителей скорее возникнет желание углубиться в его изучение, уж если они открыли его начальную страницу.

Если вы обращаетесь к определенной аудитории, вам будет гораздо легче добиться желаемого результата, потому что человек, открывший начальную страницу такого сайта, уже знает, что ему нужно и готов совершить покупку.

Будьте предельно конкретными

Ответьте на следующий вопрос-тест: «Каких именно действий вы ждете от своих посетителей?» Просто, не правда ли? Но, судя по многим сайтам, которые мне довелось посетить, это далеко не так просто, как кажется. Принцип KISS (keep it simply stuped — т. е. делать это без затей и с четко определенной целью) невероятно важен в on-line. Эффективный web-сайт начинается с тщательного планирования и должен иметь четко сформулированную цель, которая стимулирует определенные действия или приводит к заданному результату. Если ваш сайт не предназначен, скажем, для продажи какого-то товара, привлечения клиентов или опроса с целью получения дополнительной информации, то что в таком случае является вашей целью? Продумайте ответ на этот вопрос как можно тщательнее. Короче говоря, не беритесь за создание начальной страницы сайта без точного предварительного плана действий.

Не распыляйтесь, будьте предельно точными. Значит ли это, что ваш сайт должен быть чем-то вроде резюме или бильборда, содержащего сообщение лишь о том, что вы «открыты к сотрудничеству»? Ни в коем случае, если, конечно, ваш бизнес не связан напрямую с данным средством информации (другими словами, вы являетесь Web-дизайнером или обслуживаете сервер, т. е. ваш сайт — это и есть ваш непосредственный товар). Если так, то должен ли сайт способствовать стимулированию клиентов к совершению покупок? Должен ли он продавать определенный товар? Входит ли в ваши намерения убедить ваших посетителей переключить свое внимание с какой-либо другой компании на вашу? Хотите ли вы, чтобы за дополнительными справками они обращались к вам по телефону? Предлагаете ли вы им стать членами какой-либо подписной компании? Теперь перед вами полная картина.

Человеческий разум не приемлет путаницы. Если вы предлагаете своим посетителям сделать все это сразу, особенно на первой же странице, будьте уверены — они не сделают ничего. Тем не менее, если вы хотите предложить посетителю выбор из некоторого количества вариантов, то попытаетесь сконцентрировать внимание на каждом из них в отдельности и создайте еще одну или несколько страничек, посвященных каждая своему варианту действий, связав их в подходящих местах. По сути, всегда придерживайтесь темы вашего сообщения. Избегайте многословности — это утомляет читателя.

Стремитесь к ясности подачи информации

Когда вы, к примеру, покупаете книгу, вы в первую очередь обращаете внимание на ее обложку (если автор книги вам не известен, и даже если известен, то все равно, обложка играет важную роль). Пословица «Не судите о книге по ее обложке», существует потому, что мы, как человеческие создания, склонны поступать как раз наоборот. Газетчики всегда стараются извлечь выгоду из этого свойства человеческой натуры, поэтому тщательно отбирают статьи и продумывают заголовки для первой страницы своих изданий. В действительности, самой читаемой частью газеты является не столько ее первая страница, сколько верхние разделы (то, что обычно находится «над сгибом листа»).

Поэтому, начальная страница вашего web-сайта — это, так сказать, «обложка вашей книги». Она должна заинтриговать читателя, чтобы у него появилось желание ознакомиться с другими страницами сайта, а не побуждать его совершать какие-либо действия здесь и сейчас (кроме, конечно, тех случаев, когда ваш сайт состоит из одной страницы). Текст начальной страницы должен быть кратким (или же самое главное должно размещаться «над сгибом листа») и строго соответствующим теме, так чтобы читатель без труда мог определить, о чем идет речь. Используйте выделение жирным шрифтом, привлекающие внимание заголовки и подзаголовки, чтобы подчеркнуть основную тему сообщения и главные преимущества, предлагаемые на вашем сайте.

Просто перечислите преимущества. Почему посетителю стоит просмотреть ваш сайт? Что он найдет тут полезного? Другими словами, сфокусируйтесь на доведении до посетителя причин, по которым ему следует продолжить знакомство с сайтом. Наиболее эффективным способом решения этой задачи является маркированный список преимуществ (например, после слов «С помощью этого сайта вы получите:», «На этом сайте вы найдете:» или «Вот причины, по которым вам следует познакомиться с этим сайтом:»).

Маркированные списки преимуществ не только привлекают внимание читателя своей наглядностью, но и очень эффективны в силу своей краткости, ясности и легкости их восприятия. Помните, что покупатели выбирают преимущества, а не товары. Поэтому ваша начальная страница должна быть посвящена преимуществам вашего сайта, а не его характеристике. Она должна содержать конкретные причины, побуждающие к дальнейшему знакомству с сайтом.

Сформулируйте проблему и подчеркните ее. После этого покажите, чем в этом отношении может быть полезен ваш web-сайт, рассказав посетителю, каким образом, перелистывая страницы сайта, он может решить эту проблему. Иными словами, на первой странице необходимо подтвердить существование проблемы и предложить ее конкретное решение.

Стремитесь к простоте оформления

Если на вашем сайте содержится много фоновых рисунков, Java-скриптов, рамочек, кнопок и мерцаний дабы произвести больший эффект, но из-за этого сайт медленно загружается, все ваши старания пойдут прахом. Множество потенциальных сделок срываются из-за медленной загрузки и невозможности быстрого просмотра сайтов.

Ваш сайт должен загружаться как можно быстрее. Исследование, проведенное одной из компаний телефонного маркетинга, показало, что люди кладут трубку, если им приходится ожидать ответа более 30 секунд. В Интернете та же история. Если ожидание загрузки страницы затягивается на более чем 30 секунд, посетитель просто прерывает ее и переключается на что-нибудь другое.

Короче говоря, ждать посетители не любят.

Люди часто говорят, что наше общество переживает сейчас «информационную революцию». Не совсем так. Это революция «доступа к информации». Возможность получения информации со скоростью, измеряемой в наносекундах, — вот основополагающий стимул развития Интернет. Так, именно по причине неспособности удовлетворения этой возможности исчезают целые прослойки средней руки администраторов. Поэтому, все, что замедляет скорость загрузки вашего сайта (например, размер начальной страницы более 30-40k), особенно по сравнению с вашими конкурентами, смело можете относить на счет ваших убытков.

Кроме скорости загрузки вам также необходимо позаботиться о сокращении времени, необходимого на привлечение внимания вашего потенциального клиента. Другими словами, в вашем распоряжении всего лишь несколько секунд на то, чтобы заинтересовать клиента прежде, чем он покинет сайт. Для этого вам необходимо тщательно отфильтровать свое заглавное сообщение, оставив в нем только самое важное. Не перегружайте текст сообщения излишней информацией и вычурными фразами за которыми сложно уловить суть. Даже если вы стремитесь не более чем развлечь посетителей, вы все равно оказываетесь в убытке, они не предпринимают никаких дальнейших действий.

Старайтесь выглядеть профессионалом

Говорят, что «есть только один шанс, чтобы произвести приятное первое впечатление». Поэтому, впечатление, которое производит начальная страница сайта, имеет первостепенное значение. Это исходный пункт процесса продажи. Гармоничное цветовое решение, грамотно поданная информация, привлекательные и быстро загружающиеся графические фрагменты и, что важнее всего, правильно составленное сообщение, адресованное соответствующей аудитории — все это основные элементы профессионально оформленного, неоднократно посещаемого и фигурирующего в рекомендациях друзьям и знакомым сайта.

Текст начальной страницы сайта имеет приоритетное значение. Не допускайте небрежных ошибок, роняющих ваш авторитет в глазах читающего. Всегда перепроверяйте и просите кого-нибудь еще перепроверить текст вашего сайта на предмет опечаток и грамматических ошибок. Пользуйтесь тем языком, который понятен вашей целевой аудитории и старайтесь предугадать впечатление, которое может произвести ваше сообщение. Другими словами, стараетесь ли вы дать понять, что являетесь профессионалом, человеком информированным, серьезным, надежным, остроумным, доброжелательным, находчивым и технологически продвинутым? Тон вашего сообщения должен быть обращен исключительно к целевому сектору рынка и настраивать посетителей на определенный лад.

И последнее предостережение: Начальная страница сайта не должна быть единственной, удовлетворяющей всем перечисленным выше требованиям. Соблюдение этих правил необходимо повсеместно, в отношении всех без исключения страниц вашего сайта. Нет необходимости объяснять, что если вам удалось, следуя всем правилам, успешно провести посетителя через «преграду» начальной страницы, то убедить его в дальнейших действиях не составит никакого труда.