Этой осенью Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом законопроект «О виртуальных активах», который должен легализовать рынок криптовалюты в Украине. Однако предоставление цифровой валюте юридического статуса отложили – президент ветировал инициативу. Впрочем в мире единого подхода к регулированию криптоактивов нет. Рассмотрим подробнее, кто — за, а кто — против.

США

Несмотря на большое количество инвесторов криптовалют и блокчейн-фирм в США, страна еще не разработала полную нормативную базу для виртуальных активов. Комиссия по ценным бумагам и биржам обычно рассматривает криптовалюту как ценную бумагу, тогда как Комиссия по торговле товарными фьючерсами причисляет биткоин к товарам, а Казначейство считает валютой. Вместе с тем криптобиржи подпадают под действие закона о банковской тайне, законодательства по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.

Великобритания

Соединенное Королевство Британии рассматривает криптовалюту как собственность, но не законное платежное средство. Законодательство обязывает криптовалютные биржи зарегистрироваться в Управлении финансового контроля Великобритании и запрещает им осуществлять торговлю криптовалютными деривативами. Вместе с тем, регулирующий орган ввел специфические для криптовалюты требования, касающиеся информации о клиенте. В стране инвесторы платят налог на прирост капитала из прибыли от торговли криптовалютами.

Япония

Токио прогрессивно подходит к регулированию криптовалют, признавая их, в соответствии с законом о платежных услугах, собственностью. Криптобиржи в стране должны зарегистрироваться в Агентстве финансовых услуг и выполнять обязательства по предотвращению и противодействию легализации доходов, полученных преступным путем. Япония рассматривает прибыль от торговли, полученную от криптовалюты, как «разный доход» и облагает налогом.

Сингапур

Островное государство классифицирует криптовалюту как собственность, но не придает ей статус законного платежного средства. Валютное управление Сингапура лицензирует и регулирует обмены в соответствии с законом о платежных услугах. Кроме того, правительство облагает налогом компании, регулярно осуществляющие операции с криптовалютой.

Индонезия

Страна демонстрирует уникальный подход к криптовалюте — Джакарта сначала объявила ее вне закона, а затем легализовала. В январе 2018 года Индонезия запретила всем операторам платежных систем и финансовых технологий обрабатывать транзакции с виртуальной валютой. Однако в 2019 году правительство опубликовало постановления, регулирующие торговлю криптоактивами как товарами под наблюдением Агентства по регулированию торговли товарными фьючерсами. Нынче любая организация, торгующая криптоактивами как товарными фьючерсами, должна отвечать требованиям законодательства в сфере противодействия отмыванию средств и финансированию терроризма.

Бразилия

В стране был разработан законопроект, направленный на юридическое определение статуса криптовалют. Он, в частности, предлагает разрешение свободно выпускать, передавать и использовать виртуальные активы. В документе, выданном Министерством финансов Бразилии, криптовалюты признаются финансовым активом. Физические и юридические лица должны уведомлять налоговые органы о любых операциях с криптовалютой, превышающие 30 000 бразильских реалов.

Китай

Несмотря на то, что Китай – один из крупнейших в мире криптовалютных рынков, Центральный банк недавно объявил, что все подобные транзакции незаконны. Власти Поднебесной считают виртуальные активы нестабильной, спекулятивной инвестицией, а также способом отмывания денег. Впрочем, торговля криптовалютой официально запрещена в стране еще с 2019 года, но продолжалась онлайн через иностранные биржи. Однако в этот раз правительственные чиновники пообещали усилить давление на рынок.

Усилия запретить биткоин, который не контролируется правительствами и учреждениями, многими специалистами воспринимаются как попытка властей беспрепятственно развернуть свою собственную электронную валюту. Тамошний регулятор стремится стать одним из первых крупных центральных банков в мире, запустивших собственную цифровую валюту, чтобы контролировать транзакции своих граждан.

Иран

Центральный банк с одной стороны запрещает торговлю криптовалютами, добываемыми за границей, с другой – поощряет их добычу внутри страны. Иран предложил лицензированным майнерам дешевую энергию, но требует, чтобы вся добытая криптовалюта продавалась Центральному банку. В то же время нелицензированная добыча поглощает более 2 ГВт в сутки из национальной сети, что приводит к дефициту электроэнергии. Это заставило власти принять решение о четырехмесячном запрете на добычу биткоина.

Россия

В июле 2020 года Россия приняла свои первые законы о регулировании криптовалют, признав их имуществом, подлежащим налогообложению. Кроме того, вступил в силу закон, запрещающий государственным служащим владеть какими-либо криптоактивами. Президент Владимир Путин неоднократно связывал криптовалюту с преступной деятельностью, призывая уделить большее внимание трансграничным операциям с ней. В планах властей – уполномочить полицию конфисковывать незаконно криптовалюту, вероятно полученную как взятку.

Сальвадор

В начале лета Сальвадор попал на полосы мировых СМИ после того, как власти признали биткоин официальной валютой. Таким образом, большинство компаний и поставщиков услуг обязаны принимать ее в качестве оплаты. Стоимость биткоина привязана к курсу доллара, являющегося официальной валютой страны с 2001 года. Теперь все финансовые обязательства в долларах, в том числе налоги, могут быть уплачены виртуальными активами. В стране также изучают потенциал энергии вулкана для майнинга.

Добавить комментарий