Рассуждая об украинском интернете, в большинстве случаев и журналисты, и предприниматели — участники рынка, и обычные пользователи ведут речь о глобальных интернет-проектах, целевой аудиторией которых являются жители столицы. Это и не удивительно — в большинстве отчетов, анализирующих украинскую интернет-аудиторию, сказано, что в столице живет основная часть украинской интернет-аудитории. В то же время, все чаще аналитики отмечают, что в последнее время увеличивается рост числа пользователей из регионов, из небольших городов и сел.

Тем не менее, пока сложно сказать, что в Украине начался бум региональных интернет-проектов, точнее, качественных проектов. Сайты, предназначенные для жителей отдельных областей или городов появляются, однако качество многих таких ресурсов оставляет желать лучшего. Причины такого медленного развития регионального Интернета лежат в нескольких плоскостях.

Срез украинской интернет-аудитории

В привычном всем интернет-специалистам отчете компании Bingmir)net об украинской интернет-аудитории всячески подчеркивалось, что пользователи Уанета живут в Киеве. По данным за июль 2010 года авторы отчета пишут, что в Киеве проживает 54,5% аудитории Уанета, около 35% приходится на крупные города (Донецк, Харьков, Львов, Одесса, Днепропетровск), и только 11,7% — это, так называемые, «остальные». Напомним, что отчет Bigmir)net базируется на подсчете cookies, а не реальных пользователей, что означает, что если человек подключается к интернету из дома и с работы, то он отображен в отчете как два пользователя, точнее, как два cookies, что с недавнего времени указывают авторы документа.

Распределение интернет-аудитории по данным Bigmir)net

Распределение интернет-аудитории по данным Bigmir)net

Авторы аналогичного исследования портала I.UA утверждают, что Киев – это только 36% «жителей» Уанета, 20% — это Днепропетровск, около 7% — Львов, а в «прочие» здесь попало около 25%.

Статистика аудитории Уанета по данным I.UA

Статистика аудитории Уанета по данным I.UA

Несколько месяцев назад были озвучены результаты исследований Gemius и GfK Ukraine, согласно которым из 12 млн всех пользователей Уанета 8,6 млн. приходится на города с населением более 50 тыс. человек, а 3,5 млн. — приходится на города с населением менее 50 тыс. человек. Таким образом, около 22% пользователей Уанета проживает в районных центрах, небольших городах и селах.

В исследовании InMind приведены аналогичные цифры: 4,6 млн пользователей из 12,9 млн проживают в населенных пунктах с населением менее 50 тыс.

По данным анализа украинской интернет-аудитории, проведенного по заказу Украинской ассоциации Интернет-рекламы (УАИР), количество Интернет-пользователей в украинских городах с населением свыше 50 тыс. росло с 41% в 2008 году до 55% в 2010. Авторы отчета отмечают, что наибольшая динамика прироста аудитории наблюдается в городах с населением 50-100 тыс. жителей – рост за год составил +14%.

Таким образом, на данный момент «региональный» Уанет составляет около 20-25% от всей аудитории украинского Интернета, однако число пользователей из небольших городов увеличивается быстрыми темпами.

Интерес к региональным доменам

В этом году в украинском интернете наблюдается активный интерес к регистрации региональных доменов. Например, в августе этого года количество новых доменных имен в доменной зоне .CV.UA стало самым большим в украинском интернете — число доменных имен здесь увеличилось на 2,1 тыс. Традиционный лидер украинского рынка регистраций, домен .COM.UA занял только второе место с числом 1,9 тыс.

Кроме этой доменной зоны, большое число регистраций следует отметить и в других доменных зонах, активная динамика роста отмечалась в таких региональных доменных зонах .IF.UA, KS.UA, RV.UA, CV.UA, например, в июне было зарегистрировано 325 новых доменов в зоне .CV.UA, более 490 – в .PL.UA, более 340 – в .RV.UA, более 460 – в .IF.UA.

Интерес к региональным доменам объясняется рядом причин. Среди них – объективные факторы, объясняющие ситуацию на доменном рынке Украны, это правила регистрации домена .UA и необходимость наличия зарегистрированной торговой марки для регистрации домена здесь, а также большое количество регистраций в основной доменной зоне Уанета .COM.UA, а значит – отсутствие «красивых» и звучных доменных имен. Тем не менее, интерес к региональным доменам может косвенно указывать на интерес предпринимателей к развитию региональных интернет-проектов, если не сейчас, то в будущем.

Проблемы украинского регионального интернета

Для анализа проблем региональных украинских сайтов мы обратились к экспертам, владельцам проектов, консультантам. Отвечая на вопросы издания, участники нашего опроса выделили ряд базовых проблем, которые необходимо решить украинскому региональному интернету для того, чтобы стать интересным, востребованным, успешным.

Григорий Сорочан, автор проекта Press.cv.ua отметил, что региональные проекты зачастую не успевают за общими тенденциями (техническими, дизайнерскими, трендами юзабилити и т.д.), а потоэму часто являются непривлекательными с точки зрения пользователя, который привык к лучшим примерам онлайн-ресурсов. Не менее важной проблемой Григорий считает тот факт, что ни рекламная модель, ни модель платных услуг на данный момент в регионах не позволяет превратить проект в окупаемый, ни инвестировать достаточные средства в его развитие. Кроме того, в регионах нет критической массы «ИT-специалистов» и отсутствием движения стартаперов как таковых, что тоже не способствует развитию онайновых проектов.

Кроме того, владельцы региональных проектов не рассматривают их как основной вид деятельности, что тоже не улучшает и так невысокое качество. Николай Костынян, главный редактор проекта «Буковина online«, добавляет, что в Черновицкой области люди все еще считают интернет «отдельной сферой»; не связанной с реальной жизнью. Кроме того, Николай отмечает, что часто региональные интернет-проекты попадают в своеобразный «замкнутый круг»: в интернете мало потребителя, поэтому мало спроса, а значит  мало и предложения; как результат всего этого — мало денег.

На данный момент во многих регионах существует достаточное количество информационных ресурсов – с этим согласились почти все опрошенные нами эксперты. Однако они часто являются онлайновой версией печатных изданий либо ретранслируют официальную информацию местных органов власти и копипастят топовые новости. Актуальной проблемой комментаторы назвали недобросовестную конкуренцию (экономическую, политическую), когда владельцу ресурса сегодня платят деньги, чтобы он публикацией валил конкурента, а завтра этот же конкурент на этом же ресурсе валит первого заказчика. Экономические проблемы региональных новостных интернет-изданий часто приводят к серьезному засилию так называемой «джинсы», о чем, в частности, регулярно пишет «Телекритика». Отчасти анекдотическим случаем можно назвать пример построения «связей с общественностью», который использует одно региональное интернет-издание. В ответ на письмо с предложением разместить новость, приходит автоответ (автоматически сгенерированный почтовым роботом), в котором в первом предложении сказано, каких успехов за последнее время добилось издание, а во втором – предлагается оплатить публикацию новости на сайте.

На вопрос о том, какие региональные интернет-проекты могут стать востребованными, участники нашего опроса ответили следующее: те, которые позволят пользователю делать повседневные вещи быстрее, качественнее и приятнее, чем они это делают в режиме офф-лайн (он-лайн заказ-бронирование билетов в драмтеатра, кино, филармонии, качественно организованные интернет-магазины; информационные справки), а также — нишевые (те, которые бы обслуживали сообщества людей, которые уже сложились в офф-лайне).

Актуальный вопрос: как заработать деньги?

Для региональных интернет-проектов проблема заработка является даже более актуальной, чем для любого другого онлайн-ресурса. Ведь здесь часто нет денег на то, чтобы нанять менеджера по рекламе или рекламное агентство, а последнего может и не быть в небольшом городе. Кроме того, рекламодатели не всегда готовы к тому, чтобы тратить деньги на онлайн, считая такие затраты ненужными для развития бизнеса.

Николай Костынян считает, что пока в регионах рекламодатели не готовы покупать интернет-рекламу, ибо «она того не стоит — не та аудитория, нет доверия; конвертации в конечный результат все равно не будет. Готовы платить те, кто платят из чужих денег (партийных, например) и кому нужно просто отчитаться об освоении средств… За рекламу в интернете на местных сайтах готовы платить только политики перед выборами«.

Андрей Сенык, автор блога «Інтернет – торгівля. Практичні поради» соглашается со сложностями в использовании  рекламной модели для заработка с помощью сайта: «Местные рекламодатели не готовы платить за рекламу. В данный момент даже крупные компании (с полноценными отделами маркетинга) не всегда принимают интернет как рекламный канал. Вероятно, оправдывается такой подход фразами типа «Мы последних 5 лет раздаём листовки и вешаем биг-борды, это эффективно. Так пусть всё так и остаётся». Но постепенно они всё же начинают работать с интернет-каналами. В небольших фирмах решение о размещении рекламы вообще принимают владельцы. Фактически мелкий рекламодатель выйдет в интернет только тогда, когда его масово начнуть агитировать там размещаться. Пока в регионах, боюсь, такой тенденции нет. Кроме того, рекламодатели пока не готовы полноценно продвигатся посредством интернета. С другой стороны — большие рекламодатели заинтересованы в централизованном размещении рекламы и не обращают внимания на региональные проекты«.

Тем не менее, исследования «Яндекса» относительно использования системы контекстной рекламы «Яндекс.Директ» показывает, что хотя в июне 2010 года 55% всех переходов по объявлениям Яндекс.Директа из Украины совершили пользователи из Киева и Киевской области, а 45% — пользователи из регионов, но доля региональных переходов выросла за год более чем на 8 процентных пунктов. При этом за год бюджет рекламодателя вырос в среднем по Украине на 9%. В Киеве и Киевской области прирост составил 7%, а в регионах — 12%.

Изменение средней платы за один переход по объявлению в системе Яндекс.Директ

Изменение средней платы за один переход по объявлению в системе Яндекс.Директ

Кроме того, как подчеркивает Андрей Сенык, «интернет-магазин — однозначно может зарабатывать деньги даже на ограниченом, локальном рынке. Главное — грамотно построеный и качественно работающий магазин. Ведь главное — довольный и лояльный посетитель, а региональный он или национальный — значения не имеет«.

В то же время, Николай Костынян считает, что «пользователи из регионов НЕ обязательно будут посетителями местных ресурсов; они могут успешно пользоваться национальными или всемирными сервисами, интернет-магазинами и т.д.«.

Не менее важным является отсутствие у пользователей из регионов доверия к интернет-магазинам, а также – более низкий средний доход, чем в столице.

Одесский портал, предназначенный для расчетов за коммунальные услуги

Одесский портал, предназначенный для расчетов за коммунальные услуги

Не все так печально

Успешность региональных интернет-проектов, интерес к ним и обычных пользователей, и рекламодателей связан также и с тем, насколько в регионе развит интернет. Например, в своем комментарии Игорь Латышев, директор ООО «Городской сайт» из города Днепропетровска высказал противоположное мнение сказанному выше: «В региональном интернете нет проблем с инвестициями, есть проблемы с идеями. Сегодня городских порталов более чем достаточно, но мало специальных сайтов по определенным тематикам. Мало качественных интернет-проектов от местных властей и коммунальных служб. Успешным может стать проект, на котором будет много именно «местной» уникальной и полезной информации. Пользователь из данного региона должен чувствовать себя на таком сайте как дома. Зарабатывать деньги на рекламе можно уже сейчас, кроме того, не стоит забывать, что бюджеты и затраты на поддержку у региональных проектов ниже. Местные рекламодатели вполне готовы платить за онлайновую рекламу, предприниматели уже хорошо знают, что такое интернет и какой эффект может дать реклама в сети. Пользуется спросом все: начиная от простых объявлений и заканчивая масштабной мультимедийной рекламой крупных акций и событий. Я уверен, что бум местных интернет-проектов уже наступил. Причиной тому послужило резкое удешевление скоростного интернета, развитие кабельных сетей, мобильного интернета, рост числа нетбуков. Днепропетровск в этом смысле далеко не бедный город и его сложно назвать «интернет-провинцией». Нашему проекту, например, более 10 лет«.

Городской портал Днепропетровска

Городской портал Днепропетровска

Надежда Баловсяк

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Хорошая фраза: «успешным может стать проект, на котором будет много именно «местной» уникальной и полезной информации», но вот создание такой информации обходиться достаточно дорого….. именно поэтому городских проектов много, а толку мало 🙁

Добавить комментарий