Открывая персональный блог или домашнюю страничку, большинство пользователей рано или поздно задумывается о том, что неплохо бы каким-то образом «отбить» затраты на свое увлечение. Наиболее популярными способами являются продажа ссылок на сайте и контекстная реклама. Проблема в том, что для этого необходимо иметь хорошие SEO-показатели, приличную посещаемость, или хотя бы просто сайт. А как можно монетизировать свой «хомяк» или даже просто страничку в социальной сети?

На самом, деле бесчисленное множество. Проблема в том, что с одной стороны, не все из них морально оправданы, а с другой — без граммотного подхода практически все они малоэффективны. Впрочем, это как раз закономерно: каким бы хорошим ни был инструмент, работу совершаете все-таки вы. В предлагаемом обзоре мы не будем уделять внимание скрытой рекламе в блогах или партнерским программам фармацевтических магазинов «взрослого» контента. Остановимся на том, что предлагают сами системы онлайн платежей, то есть именно те сервисы, которые, собственно, и оперируют теми деньгами, которые мы так хотим получить.

Копилки

Одним из первых способов заработать на сайте «копеечку» были так называемые сервисы приема пожертвований или, как их еще называют «донейшн»-сервисы (donation). Большинству интернетчиков со стажем они известны под названием «копилок». Копилка представляет собой графический или джава-скриптовый баннер, который приглашает посетителей пожертвовать некоторую сумму на развитие и зачастую показывает сколько денег уже находится на балансе сайта.

Такие пожертвования могут приниматься в большинстве электронных валют или при помощи платных SMS. Предлагать подобные дополнительные услуги раньше было правилом хорошего тона среди систем электронных платежей. Например: кнопка «PayPal Donate», сервис «Дай рубль» от Яндекс денег, а также многочисленные сервисы приема пожертвований в WebMoney: wmkopilka.ru, плагины для WordPress (wm4wp, donationbar) и Joomla (WMMerchant-Donate). Стоит также отметить интересные сервисы SMS-копилка (прием платных SMS с переводом в WebMoney) и «ВКопилке» (мультивалютный).

Обычно копилки не приносят значительных прибылей своим владельцам. Можно рассуждать о том, что наши пользователи не привыкли жертвовать и любят все халявное, но на мой взгляд, в данном случае справедлива пословица «нечего на зеркало пенять, коли рожа крива». Иными словами — глупо повесить кнопку на сайте где-нибудь сбоку и рассчитывать, что тебе сразу же накидают денег.

Два необходимых условия, для того чтобы вам подбрасывали денег, заключаются в том, что пользователи: а) должны понимать за что они платят, и б) процедура оплаты должна быть максимально простой — буквально в одно шевеление пальцем. То есть ваш сайт должен быть реально полезен. Именно поэтому данные инструменты неплохо прижились на страницах проектов «фриварного» программного обеспечения.

С другой стороны, такие инструменты не приносят сколь-нибудь ощутимой прибыли платежным системам, чтобы отдельно заниматься их разработкой, хотя их API обычно позволяют решить такое задание с легкостью. Именно поэтому готовые кнопки предлагаются все реже, а пользовательские плагины под ту или иную CMS – чаще.

Партнерки

Еще одним довольно старым способом способом подзаработать на персональном сайте, являются партнерские программы: вы получаете уникальную ссылку и размещаете ее где-нибудь. В дальнейшем вы будете получать комиссии от финансовой активности пользователей, пришедших в систему по вашим ссылкам.

Традиционно, многие интернет-сервисы наращивают базу пользователей таким образом — они просто предоставляют дело вербования новичков уже зарегистрированным пользователям. Подобные программы были замечены лично мной в PayPal, MoneyBookers и RBK-Money. Вообще же это тоже довольно распространенное явление — стоит лишь повнимательней осмотреться в Личном Кабинете большинства платежных систем.

Как правило рефферальные ссылки и баннеры тоже малоэффективны. Они начинают работать только в том случае, если вы подсаживаете на партнерку других людей, обещая им всестороннюю информационную поддержку в освоении этой программы.

Пополняшки

С тех пор, как микро-приложения для самостоятельной установки на web-страничках, получили широкое распространение в рядах вебмастеров и блоггеров, платежные системы начали создавать виджеты, которые позволяют продублировать их функционал на базе любого сайта в микроформате. При этом каждый такой виджет зарегистрирован на конкретного пользователя и привязан к его счету в платежной системе. За проданные цифровые товары на этот счет поступает комиссия.

Что же это за товары? Практически любая система интернет-платежей имеет ряд торговцев, подключенных к ней, вот их-то товары и продает виджет, который можно установить на сайт, в блог или даже в социальную сеть.

Webmoney

Виджет этой системы предлагает оплачивать при помощи «вебманей» услуги большого количества операторов мобильной связи, интернет-провайдеров и кабельного телевидения, а также коммунальные услуги в Киеве, Донецке и Запорожье, покупку автобусных и лотерейных билетов, подписку на периодику.

К недостаткам этого виджета можно отнести то, что для его установки, помимо настроек дизайна требуется, задать специфические страницы успешного и неудачного завершения платежных операций, что во-первых, не совсем тривиально для непрофессионала, а во-вторых, имеет некоторые нестыковки в плане юзабилити.

Пример: если разместить такой виджет в боковой колонке сайта где-нибудь внизу, и при неудачном завершении операции, загрузится страничка с сообщением об ошибке, пользователю снова придется перематывать страничку до виджета, чтобы попытаться заплатить во второй раз. Это не вполне удобно, жаль, что разработчики не потрудились упростить весь механизм до манипуляций в самом виджете, без перехода на какие-то дополнительные страницы.

Что касается партнерских вознаграждений — за одно пополнение мобильной связи владельцу виджета начисляется от 0,6% до 1,25% от суммы платежа. Выплата производится на гривневый WMU-кошелек агента при достижении пороговой суммы в 10 грн.

Приватбанк

Установка «виртуального отделения», как называют свой виджет разработчики Приватбанка предельно проста. Она включает короткий вызов кода, зато, к сожалению, не дает возможности самостоятельной настройки внешнего вида. Впрочем, этот досадный недостаток с лихвой восполняется функционалом виджета, который может поселиться практически в любом html-окружении, включая ваш ЖЖ.

«Отделение» дает возможность не только оплатить товары и услуги, но и воспользоваться услугами банка прямо при помощи виджета. Причем сделать это возможно не только при помощи «родных» систем Приват24 и LiqPay, но и вообще любой платежной картой.

Но обо всем по порядку. В раздел «услуги» входят пополнение мобильной связи, интернет-телефонии Skype, мобильного и стационарного интернета, железнодорожных и авиационных билетов, а также бронирование гостиниц на горнолыжном курорте Буковель.

Банковские услуги включают в себя платежные операции по переводу денег с карты на карту VISA, а также через платежную систему LiqPay, подачу заявок на получение кредита, открытие депозита, подключение услуг мобильного и интернет-банкинга, а также возможность трудоустроиться в Приватбанке или PeopleNet, или стать мобильным агентом банка.

Комиссия партнеру при свободном пополнении мобильной связи составляет 0,5% при оплате картами Приватбанка и 0,25% — других банков. Вознаграждение выплачивается также за каждую из оформленных через виджет банковских услуг. Например:

  • 12 грн за открытие кредитной карты;
  • 50 грн за подключение к PeopleNet;
  • 0,5% от суммы за оформление кредита;
  • 0,15 % — за открытие депозита.

Выплата комиссий производится мгновенно на счет партнера в платежной системе LiqPay, о чем он получает уведомление по SMS каждый раз, как через виджет совершается платежная операция.

Yolto

Yolto.com – это американский магазин, продающий предоплаченные карты игровых вселенных и магазина Apple iTunes. Если заядлый геймер, и ваш сайт или блог посвящен игровой тематике — можете смело устанавливать Yolto: во-первых, с каждой проданной карты (например $28 за 60 дней игры в World of Warkraft) партнер получает 0,5% комиссии, а во-вторых, система принимает платежи через LiqPay.

Забавный анимированный виджет Yolto может быть с легкостью установлен не только на сайт или блог, но и в социальные сети, например Facebook. При этом вся работа с виджетом происходит в дополнительном слое «поверх» сайта, где он установлен, и пользователь вообще не покидает страницы.

Недостатком является то, что деньги, выплаченные в качестве партнерского вознаграждения нельзя вывести, а только потратить на те же игры. Впрочем, никто не мешает купить карточку с тем, чтобы продать ее за наличные приятелям-игроманам.

Итоги

Разумеется, идеальная монетизация сайта возможна только в том случае, если он имеет изначальную бизнес-модель. Согласитесь, не всегда это возможно. Тем не менее, как гласит народная мудрость — «под лежачий камень вода не течет». Поэтому любой инструмент монетизации может оказать эффект только в том случае, если он грамотно использован в контексте сайта.

Судите сами: почему пользователи должны платить, например, за мобильную связь не на сайте платежной системы, а через ваш виджет? А почему бы и нет — ведь платят же они на сайтах других систем и интернет-магазинов? Статистика свидетельствует о том, что платежи при помощи виджетов все-таки совершаются. Это связано во-первых, с распространением социальных медиа и соответствующего типа мышления, а во-вторых с тем, что некоторые агенты умудряются собрать на своих страницах потенциальных клиентов услуги и расположить их к себе, предложив содействие или поддержку.

Даже если вы будете платить через свой виджет в одиночку, вы все равно будете получать партнерское вознаграждение, а значит экономить на оплате. А как говорится, сэкономленные деньги — это заработанные деньги. Разве нет?

Андрей Майданик

Добавить комментарий