Законодательная база Уанета имеет множество изъянов, которыми пользуются любители «легких денег». И пока в домене второго уровня .UA существует привязка к регистрации по торговым маркам, популярным видом «деятельности» остается киберсквоттинг.

Киберскво́ттинг (англ. cybersquatting) — приобретение доменных имён, созвучных названиям известных компаний, или просто с «дорогими» названиями с целью их дальнейшей перепродажи или размещения рекламы. Люди, практикующие такие действия, называются киберскво́ттерами. (источник — Wikipedia)

Как считают эксперты, регистрация доменов по торговым маркам помогает киберсквоттерам удержать зарегистрированные домены. То есть Киберсквоттер, зарегистрировавший ТМ, имеет все законные права на одноименный домен. В последствие становится практически невозможно доказать в суде, что такой домен регистрировался для дальнейшей продажи его кому-то из владельцев известных брендов.

Опытные киберсквоттеры регистрируют сразу по 100-300 торговых марок, схожих с именитыми брендами. Если же владелец известного бренда пытается отсудить домен, то во многих ситуациях в суде киберсквоттеров защищает законодательство.

Стоит только вспомнить нашумевший случай с доменом google.ua, который находится в собственности ООО «Гоу Огле». Ещё в начале года суд первой инстанции обязал «Гоу Огле» передать домен компании «Гугл Инк.». Однако решение до сих пор не выполнено, так как «Гоу Огле» подала апелляцию. Более того, как держатель торговой марки «Гоу Огле» имеет все шансы на победу. Тот факт, что под зарегистрированной им торговой маркой не предоставляются никакие товары или услуги, особой роли не играет.

Участники рынка регистрации доменов считают, что с отменой привязки к торговым маркам отсудить домен у киберсквоттера станет легче. Кроме того, от некоторых проблем избавится «Укрпатент», выдающий разрешения на торговые марки. Сейчас многие заявители обвиняют «Укрпатент» в откатах «Хостмастеру» якобы за поддержку регистрации по торговым маркам. Ведь поток регистраций ТМ очень большой и не очень дешевый. Так, «Быстрая» регистрация одной торговой марки (за 2-3 месяца) стоит в среднем 7 тыс. грн., «медленная» (за полтора-два года) обойдется около 1,5 тыс. грн.

Пока домены в зоне .UA регистрируются по торговым маркам, также возникает немало конфликтов между регистраторами-конкурентами. Один из последних таких конфликтов завязался вокруг компании «Сервис Онлайн» (регистратор nic.ua). В частности, пользователи сервиса nic.ua, которые не являлись владельцами ТМ, начали регистрировать доменные имена в домене .UA. Соответственно, к nic.ua предъявили претензии относительно возможности такой регистрации. Однако, согласно ст. 16 Закона Украины «Про охорону прав на знаки для товарів і послуг», исключительное право запрещать использование знака для товаров и услуг принадлежит только владельцу свидетельства на такой знак. То есть, ни Администрация домена UA, ни регистраторы не имеют права запрещать использование торговых марок в доменных именах.

Насколько обоснованы претензии участников рынка и что думают по этому поводу в «Сервис Онлайн» рассказал директор компании Андрей Хветкевич.

Почему существует возможность регистрации доменных имен UA без ведома владельца торговой марки?

В связи с тем, что регистрация доменных имен UA очень сложная, мы решили упростить для регистранта данную процедуру. Все что требуется нашему клиенту — это выбрать нужный домен, ввести номер торговой марки и оплатить счет. Все остальное – от создания административного контакта до получения необходимых копий документов из «Укрпатента» – мы выполняем самостоятельно.

Таким образом, мы предоставляем высокий уровень сервиса при регистрации доменных имен UA. Такой подход высоко оценили все наши клиенты, ведь им нужно только сделать заказ и оплатить его.

К сожалению, некоторые недобросовестные клиенты решили воспользоваться этой возможностью в корыстных интересах. Но доказывать то, что они действуют не в интересах владельца торговой марки — не наша задача и не задача администратора домена UA. Единственный, кто может запретить такое использование торговой марки, и, соответственно доменного имени — это непосредственно владелец торговой марки.

Почему же тогда поступают жалобы?

Пока мы получили всего одно обвинение со стороны одного мелкого регистратора Украины, основная деятельность которого — захват красивых доменных имен путем регистрации торговой марки.

Оказалось, что кто-то из наших клиентов зарегистрировал несколько доменных имен с целью «перехвата» доменов этого регистратора. Естественно, без решения суда или обращения владельца торговой марки мы не разглашаем информацию о наших клиентах, ведь мы не можем утверждать, на основании чего действует клиент и, возможно, он таки действует в интересах владельца торговой марки.

Мы порекомендовали данному регистратору обратиться к нам с официальным письмом и требованиями касательно доменных имен, которые, по его мнению, были зарегистрированы недобросовестно, однако пока никаких запросов мы не получили.

Что Вы будете делать, когда получите официальную претензию?

После получения претензии, мы по-прежнему не будем выдавать личность клиента, так как для этого требуется решение суда. Но мы предпримем все возможные действия, чтобы удостовериться, что клиент действует в интересах владельца торговой марки.

Если же однозначно выяснится, что клиент использует доменное имя недобросовестно, мы удалим домен без возврата денежных средств.

Что предпринимает компания «Хостмастер» для устранения данной ситуации на рынке?

Компания «Хостмастер» не является судебным органом, для того, чтобы принимать решения относительно прав использования торговой марки. Но, мы видим, что защита «торговыми марками» уже не работает и этот инструмент превращается в «киберсквоттинг по-крупному». У кого есть деньги — регистрируют торговые марки, у кого нет денег — используют чужие торговые марки.

Как изменится ситуация со свободной регистрацией доменных имен второго уровня UA?

По моим подсчетам, сейчас занято более 65% доменных имен UA с целью захвата — это и добросовестные, и не добросовестные регистранты. Большой бизнес уже давно заметил, что регистрация домена сейчас — это отличная инвестиция в будущее, а также борьба с конкурентами. Далеко ходить не нужно.. еще несколько лет назад, перед продажей мной проекта «host.com.ua», домен «host.ua» был захвачен одесской компанией, не без корыстных целей. В результате новому владельцу данного проекта пришлось сделать дорогостоящий ребрендинг в «hc.ua» и что мы видим? Конкурента нет, так как брендом был «host.com.ua», а «hc.ua» — это название, которое Украинский потребитель отказался воспринимать.

После открытия свободной регистрации в зоне .UA, увеличится количество доменов, регистрируемых для добросовестного использования. Таким образом, процентное соотношение доменов, регистрируемых с целью захвата резко уменьшится и оставит не теперешние 65%, а менее 30%. Вторым положительным фактором будет снижение стоимости регистрации, ведь при свободной регистрации компании «Хостмастер» придется снизить цены, иначе ее станут обвинять в получении сверхприбыли.

Между тем, возможность регистрации доменов без ведома владельца ТМ есть абсолютно у всех Интернет-пользователей Украины, так как базы «Укрпатента» находятся в свободном доступе. Любой желающий может просмотреть их на сайте «Укрпатента» либо сходить в бесплатную общественную библиотеку организации. Все, что необходимо сделать дальше – это выбрать подходящую торговую марку и подать заявку на регистрацию домена. При этом владелец торговой марки не будет ничего подозревать.

Источник

1 КОММЕНТАРИЙ

Добавить комментарий