Oпубликован прогноз экспертов – каким будет объем рынка интернет-рекламы по результату 2009 года. Согласно летнему прогнозу Всеукраинской рекламной коалиции, объем украинского рынка интернет рекламы в 2009 году вырастет на 5% и составит 105 млн. Однако, с этими цифрами не согласны другие участники рынка.

Алексей Бакун, директор по исследованиям агентства Cortex:

Мы ожидаем, что объем рынка медийной рекламы в 2009 году (без учета политической и контекстной рекламы) будет в пределах 130 млн грн. Это около 25% роста по сравнению с 2008 годом. По нашим оценкам, в первом полугодии изменения объемов были в рамках от –10% до 0%. То есть, не превышали показателей того же периода за прошлый год. Август характеризовался небольшим сезонным спадом, но мы ожидаем, что с началом бизнес-сезона активность компенсирует стабильный период, и рост составит, как минимум на 10-15%.

Если сравнивать объемы интернет-рынка Украины с другими странами, то показатели будут где-то такими: в Польше в 2008 году он составил $160 млн (включительно с контекстной рекламой — около EURO 115 млн, из них EURO 85млн было потрачено на медийную рекламу и другие форматы), в России в 2008 году он составил $302 млн (без поисковой рекламы), в Чехии — $296 млн, в Британии — $5 млрд.

То есть, в Украине этот рынок значительно меньше, чем у соседей и тем более — лидеров. Можно сказать, что в этом смысле мы похожи на Литву. У них в 2008 году объем рынка был около $22 млн. В 2008 году в Литве ожидают объем рекламы в интернете на уровне около $17 млн. Хотя, если даже говорить о других рынках, которые по объему похожи на наш, как: рынок Латвии ($17 млн в 2008 году), Эстонии ($17.5 в 2008 году), Хорватии ($13 млн в 2008 году) или Болгарии ($16 млн в 2008 году) — все равно они более структурированы и концентрированы, по сравнению с украинским. Кроме того, эти страны значительно уступают Украине по населению, так что потенциал роста рынка остается значительным.

ТОП-категории по объемам популярности в 2009 году я бы распределил так: на первом месте автопром, мобильные операторы и банки, далее компьютеры и мобильные телефоны, фармацевтика, туризм, бытовая, аудио и видео техника.

Алексей Чуксин, директор по маркетингу ЗАО «Мета»:

Окончательный результат года трудно оценить. Большинство знакомых мне экспертов сходятся на том, что нормальным результатом для медийной рекламы будет повторение прошлого года в гривне. Все будет зависеть от экономической ситуации осенью и того, будут ли придержаны анонсированные на осень бюджеты. Если вторая волна кризиса не придет, то, возможно, мы увидим превышение объема рынка прошлого года на 10-20%.

Экономическая ситуация в Украине в этом году значительно отличалась от соседей. Во-первых, кризис начался осенью и повлиял на рекламодателей, планирующих годовые бюджеты. В Польше и России заметные явления начались только в этом году, когда крупные бюджеты были спланированы. Во-вторых, курс национальной валюты лихорадило значительно сильнее, чем у соседей. Это все не стимулировало рекламодателей увеличивать рекламные бюджеты.

Надежды на то, что бюджеты начнут перетекать в интернет из дорогого телевизора, не оправдались, за счет грамотной реакции телевизионных менеджеров. Они своевременно снизили стоимость телеразмещения. Мне известны единичные случаи, когда рекламодатель ушел с телевидения и добавил в интернете. Заметного оттока из прессы и наружки мы тоже не наблюдаем. Там бюджеты в основном «резались», а не перераспределялись.

В этом году на первое место в ТОП-чарте интенет-рекламодателей опять выйдут операторы мобильной связи. На втором месте может оказаться политика, если заявляемые планы будут выполнены. Финансовые компании и автомобилисты опустятся на 3 и 4 места.

Оксана Мысниченко, директор First Internet Sales House (FISH):

По нашим прогнозам, в целом по году рост рынка интернет рекламы будет составлять около 20% в гривне, возможно и больше – в ноябре будут более точные цифры. В этом году доли по основным категориям рекламодателей в интернете перераспределись. Лидирующие позиции занимают мобильные операторы и группа FMCG.

Касательно перетекания рекламы с других носителей в интернет – в этом году это скорее только начало такого глобального процесса. Мы знаем, что у некоторых клиентов доля интернета в медиа-миксе в этом году составила 10-15%, но это пока не закономерность. С увеличением проникновения интернета, доля этого рынка будет постоянно расти. Это глобальные процессы и их не избежать Украине.

После того, как интернет в значительной степени повлиял на итоги выборов американского президента, украинские политики наверняка будут уделять этому медиа носителю еще большее внимание. Уже сейчас появились первые он-лайн кампании некоторых партий, и запросы по политической рекламе от агентств достаточно частые. В деньгах наши прогнозы по политической рекламе в интернете – 15-20 млн гривен.
Предвыборная кампания традиционно «подкормит» СМИ-ресурсы, порталы, соцсети. Ведь и расценки на этот вид рекламы – как минимум на 50% выше обычного тарифа.

Артем Кихтенко, директор, Рекламная сеть «Go2Net»:

Я придерживаюсь мнения, что в параметрах бюджетов, объем рекламы на интернет-рынке остался в пределах прошлого года. То есть, это 100-120 млн гривен. Да и крупнейшие рекламодатели – остались те же. В начале года крупнейшими были автодилеры, сейчас, когда экономическая ситуация улучшилась, — в интернет начали возвращаться банки с рекламой депозитных программ.

Вообще же ситуация на рынке интернет-рекламы поменялась кардинально. Основные тенденции – это рост рекламным сетей, продажа рекламы пакетами со всеми настройками таргетинга. Вывод на украинский рынок русских проектов (Mail.ru, Vkontakte.ru, Odnoklassniki.ru). Продажа рекламы по демпинговым ценам и новой модели продаж с оплатой за клик. Создание новых сейлз-хаусов и диджитл-подразделений в сетевых агентствах.

Денег на рынке медийной рекламы не стало больше. Бюджеты сократились, просто клиенты стали изобретательнее. Сейчас мы видим, как рекламодатели осваивают более действенные инструменты интернет-рекламы (SEO — поисковая оптимизация сайта, SEM- поисковый маркетинг (контекст+оптимзация), SMM — продвижение в социальных медиа) которые приносят быструю прибыль клиентам и высокий доход SEO компаниям. В период кризиса клиенты используют интернет как инструмент «быстрых продаж». Никто не вкладывает деньги в долгосрочные проекты.

Перетекания бюджетов из других медиа, мы не наблюдаем. Но рост рынка интернет-рекламы может оправдаться за счет поисковой рекламы, а не медийной. Контекстная реклама будет оставаться одним из видов рекламы, который будет расти самими быстрыми темпами. Также будет расти доля видео-рекламы. Уже сейчас пользователи начинают осваивать возможности интернет-видео: в отличие от телевидения, интернет-видео позволяет им смотреть то, что они хотят, когда хотят, и все чаще, где они хотят.

Если говорить о политической рекламе, то, по моим прогнозам, в этом году на нее придется не менее 15 % медийной рекламы и интернет-PR.

Напомним, что по прогнозам исполнительного директора Украинской ассоциации интернет рекламы Андрея Заблоцкого, в 2009 году объем рынка интернет рекламы подрастет на 10-15% и превысит $30 млн. «Вливание в интернет (со стороны политической рекламы) будет, конечно, гораздо больше, чем в 2004 году, но это потому, что интернет вырос. В 2004 году рынок интернет рекламы болтался в районе $2-3 млн. А сейчас он где-то $30 млн. Аудитория выросла. В целом, считаю, что в 2009 году рынок подрастет на 10-15% в гривне», – сказал Андрей Заблоцкий в интервью.

Источник

Добавить комментарий