Бен Диксон, основатель TechTalks, рассказал, что можно получить, монетизируя свои интернет-ресурсы.

Недавно ко мне пришел с презентацией один блокчейн-стартап. Они собирались делать децентрализованное приложение социальной сети, в котором пользователи смогут зарабатывать деньги, делая то, что они уже и так делают на других платформах: например, публикуя заметки, фотографии и видео.

Это было бы интересно, если бы произошло на пару лет раньше.

Сегодня есть несколько блокчейн-проектов, предлагающих пользователям монетизировать свои ресурсы, будь то свободное место на компьютере или огромное количество данных, которые каждый из нас генерирует каждый день.

В данном случае неважно, могут ли они выполнить свои обещания — они иллюстрируют реальную проблему централизованного интернета: пользователи редко получают вознаграждение за свой вклад в существование платформ Facebook, Google и Amazon.

Предполагается, что децентрализованные альтернативы текущим сервисам позволят пользователю получить справедливую долю доходов, которые они генерируют, участвуя в интернет-экосистемах. Это заманчивое предложение, потому что можно получать деньги за то, что делаешь и так: отправку писем, просмотр сайтов и рекламы, просто за то, что у тебя включен компьютер.

Но что именно можно получить, монетизируя свои интернет-ресурсы, и насколько это простой и надежный доход?

Что можно продать?

Существует несколько блокчейн-платформ, позволяющих сдать в аренду свободное место на компьютере, его вычислительные мощности и доступ в интернет. Идея проста: вы перечисляете в приложении свободные ресурсы, указываете финансовые условия, на которых вы готовы работать, и получаете оплату через специальный интернет-магазин, когда кто-то их использует. Покупки обрабатываются с помощью смарт-контрактов — это фрагменты кода, которые выполняются в блокчейне без центрального сервера.

В качестве примеров можно упомянуть Golem и iExec — на этих платформах торгуют избыточной вычислительной мощностью. Сдавая свои процессоры в аренду тем, кто хочет запускать в сети свои приложения, пользователи могут заработать собственную криптовалюту этих платформ, токены GNT и RLC. Golem и iExec стремятся заменить централизованных облачных провайдеров вроде Amazon и Google, где цены устанавливает хозяин платформы и он же забирает всю прибыль.

Другие примеры: Storj и Filecoin — это распределенные сети для хранения информации. Здесь пользователи получают токены за предоставление сети свободного места на своих устройствах. Обе платформы призваны обеспечить инфраструктуру для приложений — это, например, хостинг и потоковое вещание.

Еще есть Gladius, децентрализованная сеть доставки контента (CDN) и решение для защиты от DDoS. Здесь пользователи могут монетизировать свой канал в интернет.

Все эти приложения дают возможность получать дополнительный доход за простой компьютера.

Другие блокчейн-платформы пользователям монетизировать их данные. Это, к примеру, Datum, где пользователи, разрешив другим организациям доступ к своим данным, могут получать токены DAT. Еще есть Streamr, платформу обмена данными в режиме реального времени, ориентированную на интернет вещей. Здесь пользователи могут зарабатывать токены DATAcoin, делясь данными, которые их устройства генерируют, с другими устройствами, которым эти данные могут быть полезны для выполнения их, и с компаниями, использующими эту информацию для аналитики и исследований.

Данные — огромный рынок, и сейчас на нем доминируют несколько крупных игроков, в том числе Google и Facebook. Эти компании собирают данные пользователей в своих хранилищах и используют их для получения огромных прибылей. В отличие от них, блокчейн-платформы предоставляют пользователям возможность получить свою долю от прибылей, возвращая им право собственности на свои данные.

Matchpool — децентрализованная социальная сеть, позволяющая пользователям монетизировать свои группы и онлайн-сообщества. Здесь есть аналог групп Facebook и инструменты для администраторов, с помощью которых можно зарабатывать токены GUP, устанавливая плату за членство в сообществах и доступ к контенту. Еще есть блокчейн-браузер Brave, разработанный бывшим главой Mozilla. Brave удаляет с сайтов рекламу, а вместо этого дает пользователям возможность зарабатывать «токены внимания» под названием BAT за просмотр рекламы.

Сколько можно таким образом заработать?

Трудно измерить заработок на этих блокчейн-платформах, поскольку большинство из них либо еще не запущены, либо только начали работать. Я спрашивал разные компании, но мало кто из них мог назвать какие-то суммы или средние значения.

Кроме того, ценность ресурса, которым торгуют пользователи платформы, часто сильно зависит от динамики спроса и предложения. Например, в iExec пользователи сами назначают цену своих вычислительных ресурсов, и платформа не берет с них никакого процента. Если спрос на процессорные мощности сейчас высок, то пользователи зарабатывают больше.

Самую точную информацию смогла предоставить компания Storj, децентрализованная сеть для хранения информации. У них есть формула для расчета ежемесячного дохода «фермеров», то есть пользователей, которые делятся местом на своих устройствах. Платформа берет с потребителя $0,015 за гигабайт хранилища и $0,05 за скачанный гигабайт, и 60% этой платы приходится на «фермеров».

На реальный доход влияет нескольких факторов, в том числе то, хранит ли ваш узел первичные или зеркальные копии данных, давно ли он в сети, а также от качества работы: от того, часто ли компьютер выключается, быстрое ли у него подключение к интернету и с какой скоростью он отвечает на запросы». Филип Хатчинс, технический директор Storj Labs, говорит: «Если вы храните 1 Т, данных в течение месяца и весь объем кто-то один раз за месяц скачал, вы можете заработать $39». Тем не менее, согласно данным, которыми компания поделилась, сейчас «фермеры» в среднем получают по $2 в месяц.

Кроме того, Storj заключила партнерства с FileZilla, Microsoft и другими компаниями для создания децентрализованных приложений поверх своей сети, что может увеличить спрос на место.

По словам гендиректора Роджера Хенни, на Datum — децентрализованном рынке данных — пользователи получают от $0,5 до $5 в токенах DAT за каждое просмотренное рекламное электронное сообщение. Однако Хенни не поясняет, как именно рассчитывается размер вознаграждения. В настоящее время платформа поддерживает только монетизацию электронной почты, однако в будущем компания планирует добавить монетизацию различных типов информации: сведений о местоположении, используемых приложениях, сервисах и сайтах, данных, собираемых гаджетами.

На первый взгляд это выглядит как вмешательство в личную жизнь пользователей. Однако Хенни поясняет:

«Эти данные уже вовсю собираются с помощью файлов cookie от различных рекламных сетей. При этом никто не спрашивает разрешения у пользователей и не платит им за это».

Datum позволит пользователям получить часть денег, которые уже зарабатываются на информации о них. В настоящее время платформа Datum насчитывает 80 тыс. клиентов. С момента ее запуска в конце декабря они в общей сложности получили 1,5 млн токенов DAT на сумму около 75 тыс. долларов.

Gladius, децентрализованное решение для защиты от DDoS-атак, выплачивает пользователю $0,03 за гигабит трафика, пропущенного через его узел (однако сайт проекта гласит, что эта оценка основана на благоприятных рыночных условиях). Интернет-соединение со скоростью 30 Мбит/с, разделяемое с платформой в течение 8 часов ежедневно, принесет владельцу около $49 в месяц.

Каковы риски и издержки?

В большинстве случаев вы уже заплатили за ресурсы, которыми будете делиться, будь то дисковое пространство, вычислительная мощность процессора или трафик (если тарифный план его не ограничивает). Однако придется учитывать затраты на электроэнергию, связанные с поддержанием компьютера во включенном состоянии. Они зависят от региона, в котором проживает пользователь.

Социальные платформы и платформы по сбору статистики не требуют дополнительных затрат, однако пользователи будут самостоятельно отвечать за сохранение баланса между раскрытием информации и защитой личных данных.

Один из реальных рисков токенизированной экономики состоит в постоянном колебании цен токенов. За ночь заработок пользователя может удвоиться или сократиться наполовину. Им придется самим выбирать, сохранять ли токены или сразу обналичивать их.

Кроме того, остается риск мошенничества или банкротства проектов, владельцы которых могут воспользоваться деньгами пользователей в своих интересах. Джаред Тейт, эксперт по блокчейну и основатель DigiByte, говорит:

«Проекты совместного использования ресурсов на основе блокчейна, позволяющие пользователям контролировать и получать прибыль от своих собственных данных, в будущем станут наиболее прибыльными и успешными».

Однако он также отмечает, что многие из нынешних платформ являются пустышками без будущего. Тейт говорит:

«Большинство проектов перестанут существовать в ближайшие пять лет. У многих нет даже рабочего прототипа — только White paper и причудливые графики на сайтах».

Некоторые пользователи оценивают проекты только по рыночной капитализации.

По мнению Тейта, это наихудший способ анализа их долгосрочного потенциала. Он предупреждает:

«Во многих случаях капитализация искусственно раздувается разработчиками и связанными с ними лицами».

Как справиться с проблемой ликвидности?

Другая проблема, с которой сталкиваются пользователи — что делать с токенами, зарабатываемыми на монетизации ресурсов? Например, если вы получили некоторое количество токенов Storj от сдачи в аренду свободного места на диске, единственное, что с ними можно сделать — это арендовать пространство у других пользователей, однако это не имеет никакого смысла, поскольку у вас уже имеется его избыток.

Некоторые платформы пытаются создать многогранные экономики, позволяющие направлять полученные токены на различные цели. Например, в Flixxo — децентрализованном сервисе потокового воспроизведения — пользователи получают токены FLIXX за хранение контента у себя на диске и использование трафика. Затем они могут потратить их, заплатив за программы, размещенные в платформе. Однако это по-прежнему ограниченный спектр применений. Что делать пользователям, которые не хотят тратить свои токены на просмотр видео?

У цифровых валют и токенов есть одна общая проблема — ликвидность. Лишь немногие магазины и онлайн-площадки принимают биткоины в качестве платежа. Еще меньше число принимают другие криптовалюты. Пользователям часто приходится искать площадку, позволяющую обменивать различные цифровые и обычные валюты. При этом процесс конвертации обычно проходит чрезвычайно медленно и сопряжен со значительными издержками.

Альтернативой таким площадкам стал Bancor — децентрализованная сеть ликвидности, основанная на блокчейне Ethereum. При помощи собственных токенов, BNT, Bancor позволяет пользователям конвертировать поддерживаемые сетью токены без необходимости искать продавца или покупателя.

Например, если пользователь заработал некоторое количество токенов RLC, сдавая в аренду мощности процессора в платформе iExec, он может легко обменять их на, скажем, токены MANA, позволяющие покупать программы виртуальной реальности на Decentraland.

Bancor уже поддерживает несколько десятков токенов и в будущем планирует расширить их список. Галия Бенарци, соучредитель Bancor, говорит:

«Цель этого математического решения проблемы ликвидности состоит в том, чтобы упростить оборот токенов, позволив любой генерируемой пользователями валюте стать жизнеспособной с самого начала, без необходимости достижения огромного объема торгов, чтобы пройти листинг и стать ликвидной. Хорошие токены будут развиваться, плохие потерпят неудачу, но все они получат шанс реализовать свой потенциал».

Подготовила Тая Арянова

Добавить комментарий