ПОДЕЛИТЬСЯ

Магда Боровик, специалист по финтеху в Министерстве администрации и внедрения цифровых технологий Польши, рассказала, как правительства могут использовать блокчейн и почему они должны не бояться экспериментировать с распределенными реестрами.

За последнюю пару лет проникновение технологий в финансы стало главной темой заголовков.

Финтех проник повсюду, от стартапов до правительственных программ, и в последний год к нему присоединились регтех (технологии в регулировании) и гостех (в государственном управлении), причем эти термины зачастую употребляются совместно.

Но есть ли у них что-то общее? Мне кажется, все это сводится к технологиям проведения транзакций, обеспечивающих безопасную передачу некоей ценности — денежного или неденежного характера. Альтернативные финансовые технологии, современные вычисления и технологии обеспечения надежности операций пригодятся любому правительству.

Неудивительно, что мы видим новые проекты внедрения: регуляторы планируют использовать распределенные реестры и машинное обучение, а правительства внедряют электронные платежи для оплаты государственных услуг или распределения социального обеспечения. В Польше начинается реализация проекта по сквозной цифровой идентификации — чтобы человек мог «представиться» не только правительственным сервисам, но и своему банку и другим учреждениям.

Важно отметить, что схема электронной идентификации в Польше основана на федеративной модели, то есть «цифровая личность» гражданина обслуживается не только государством — банки, страховщики и провайдеры телекоммуникационных услуг также вносят свой вклад.

Как блокчейн и транзакции создадут новый тип экономики

Это важно, поскольку при этом используются специальные структуры данных, документирующие обмен информацией, ее подтверждение или обмен ценностями между сторонами.

Небольшое описание события включает временную метку и числовое значение, и оно определяет характер транзакции как соглашение или обмен ценностями — коммерческого или юридического характера. Очень часто речь идет о персональных данных или сведениях, составляющих банковскую тайну.

Долгожданное решение

В цифровой вселенной все это — транзакции, нравится нам это или нет. Правительственные органы контактируют с гражданами для предоставления им государственных услуг — и стороны должны доверять друг другу, — а также взаимодействуют с бизнесом и другими государственными структурами. Иногда граждане взаимодействуют с государством при посредничестве бизнеса. Кроме того, существует стратегическая инфраструктура: энергетика и коммунальные услуги, где обработка транзакций — важнейшая часть работы.

В экономике, где данные становятся все важнее, транзакционные данные сами по себе становятся чем-то вроде виртуализованной критической инфраструктуры, а значит, государству и бизнесу необходимо сосредоточиться на том, чтобы обеспечить ее надежность.

Таким образом, блокчейн и распределенные реестры можно рассматривать как способ обеспечить целостность, неизменность и надежность данных. Это не значит, что все на свете нужно перенести в блокчейн, скорее, к существующим методам обработки транзакций нужно добавить дополнительный контрольный канал, фиксирующий все, что происходит в рамках критической инфраструктуры.

Однако пока возможную роль распределенных реестров в цифровой государственной инфраструктуре часто недооценивают.

Между тем, они могут быть инструментом для управления лицензиями и правами. Современное государство в основном управляет записями об общественных отношениях, будь то реестр прав собственности, список граждан, которым полагается социальное обеспечение или идентификационные данные, удостоверяющие гражданина, чтобы он мог участвовать в политической жизни.

Это огромная, важная и незаметная работа, которую делает государство. Возможно, наше доверие к государству не так велико, как могло бы быть, но изобретение распределенных реестров позволяет получить новый источник институционального доверия — доверие к компьютерному коду вместо доверия представителям учреждения. Теперь традиционное доверие между людьми дополняет доверие в отношениях человек-машина.

Чтобы продолжать двигаться в направлении информацизации экономики, необходимо обеспечить новый тип цифрового доверия, и соответствующие инвестиции должны иметь наивысший приоритет.

Огромный потенциал

Итак, предположим, распределенные реестры смогут стать источником доверия. Что дальше?

Первым шагом будет аудит существующих источников данных — их стандартизация и структурирование, — и лишь затем поверх можно реализовать доверенные транзакции, то есть легкого перехода для крупных государственных хранилищ данных можно не ждать.

Дело в том, что в обеспечении целостности и неизменности случайных, хаотичных данных нет никакого смысла.

Тем не менее из появления распределенных реестров можно извлечь выгоду. Надежные структуры данных, возникающие в результате обработки информации с помощью децентрализованных консенсусных механизмов, могут принести пользу в реализации множества «горизонтальных» задач, например, в электронной коммерции и законотворчестве (где очень важны надежность и возможность контролировать состояние версий документов).

В конечном счете, протоколы передачи ценности и распределенные реестры могут привести к полной «оцифровке» области публичных услуг, причем мы говорим не о слепом переносе каждой операции в цифровой мир, а о последовательной трансформации всей системы. В частности, если рассматривать протоколы передачи ценности как цифровые публичные сервисы, становится очевидно, что государству следует ими пользоваться.

В ближайшие месяцы правительства всего мира будут все плотнее работать с технологиями обработки транзакций, и очень важно, чтобы эксперименты в этой области были легальны.

Министерство информационных технологий Польши недавно опубликовало новую цифровую стратегию в промышленности, и транзакционные технологии там отмечены как одна из трех ключевых областей роста.

Понимание явления требует эксперимента, а эксперимент — это акт смирения, признания, что нельзя узнать новое, не попробовав.

Понимание этой истины — лишь первый шаг, хотя это очень важно. И я желаю всем коллегам из правительств разных стран сделать его как можно скорее — нам нужно быть готовыми к будущему, ведь оно все ближе.